Стив Каплан,

консультант студий Dreamworks, HBO, Paramount, скрипт-доктор
Комедийные приемы, которые отлично работали в старых картинах, практически не воспринимаются современным зрителем. В новых фильмах персонажи ведут себя смешно, но при этом — естественно. О том, как добиться такого эффекта, — в статье консультанта студий Dreamworks, HBO и Paramount Стива Каплана.
Поставьте, наконец, вашу комедию на ноги!

Между драмой и комедией можно провести много параллелей. Драма помогает нам мечтать о том, какими мы могли бы быть, а комедия помогает нам быть такими, какие мы есть. Драму интересуют идеальные люди и трагедия тщетного стремления к идеалу, а в мире комедий люди несовершенны: неуверенны, неуклюжи — все это классические качества комедийных персонажей. Разве не все мы такие? Герой драмы может проходить через черную полосу в жизни, герой комедии — тоже, но ее автор обратит внимание на то, как именно герой преодолевает эту полосу (персонаж, например, проводит время, не вылезая из пижамы, питаясь только бутербродами). Ситуация та же самая, но комедия помогает нам справляться с темными полосами в жизни, показывая все (в том числе и нас самих) со стороны.

Комедия говорит правду, в особенности о том, что значит быть человеком. Комиком быть просто — нужно всего лишь осмелиться выйти на сцену перед толпой незнакомых людей и признаться в том, что ты — человек. Наберитесь смелости и расскажите правду, в первую очередь, — о самом себе, о своих необычных поступках, о том, каким странным вам кажется мир. Так и пишутся лучшие шутки.

Так что же такое комедия? Традиционно комедия рассказывает историю обычного парня или девушки, которые сталкиваются с непреодолимыми препятствиями, не имеют ни единого шанса на достижение своей цели, но не теряют надежды. Это математически точная формула.

Драма помогает нам мечтать о том, какими мы могли бы быть, а комедия помогает нам быть такими, какие мы есть. Драму интересуют идеальные люди и трагедия тщетного стремления к идеалу, а в мире комедий люди несовершенны.

Из этой формулы мы можем вывести практичные приемы — я называю их «Тайными приемами комедии». Вот они:

1. «Все за победу»

2. Не-герой

3. Конструктивные или эгоистичные поступки

4. Активная эмоция

5. Метафорические отношения

6. Прямая линия / волнистая линия

 

Первый прием — «все за победу». Герою комедии позволено делать все, что он посчитает нужным, чтобы победить. В комедии герой может не задумываться над тем, как в его ситуации поступать правильно. Даже если поступок будет выглядеть глупо, герой еще на шаг приблизится к цели. Никто не пытается быть смешным, персонаж просто стремится к своей цели, оставаясь самим собой. Это важно понимать, для того, чтобы не вставлять лишние сцены, или специально «усмешнять» героя.

Следующий прием — не-герой. Мы должны рассказывать об обычном человеке, которому не хватает некоторых, а может быть, и всех качеств, необходимых для победы. Заметьте, что мы не говорим комедийный герой. «Не-герой» — это более точное описание. Он не идиот, не дурак — ему просто чего-то не хватает. И может не хватать очень многого. Главное, что это не останавливает его в стремлении к цели. Чем больше полезных навыков у вашего героя, тем он менее комичен и более драматичен. И такой «трагикомичный» персонаж вызывает как раз наибольший интерес. Вот, например, один из вариантов арки героя ромкома: в романтические моменты герой, который прежде был неуклюжим или наглым, проявляет себя более чувствительным, более взрослым. За примером обратимся к классике: вспомните персонажа Билла Мюррея из «Дня Сурка», как он меняется из комичного героя к романтичному.

Мы должны рассказывать об обычном человеке, которому не хватает некоторых качеств, необходимых для победы. Никто не пытается быть смешным, персонаж просто стремится к своей цели, оставаясь самим собой.

Конструктивные или эгоистичные поступки: персонаж должен считать, что все его действия, ведут к цели, и его не должно заботить, что он может выглядеть дураком, глупцом или наивным. Этот же прием помогает сделать неприятных персонажей более человечными.

Активная эмоция — та эмоция, которая естественным образом рождается в ситуации, где герой хочет добиться цели. Она всегда направлена на окружающих и именно ее и должен испытывать персонаж.

Метафорические отношения. Этот прием касается восприятия. Идея в том, что под поверхностью любых отношений лежат настоящие, метафорические отношения. Персонажи фильма, как и все люди, воспринимают мир по-особому, через символы, метафоры. Подумайте о знакомых влюбленных. Одни дерутся, как кошка с собакой, другие — сюсюкаются друг с другом, как дети, а у третьих — отношения деловых партнеров: «Так, похоже, что я не смогу заняться с тобой сексом во вторник, но если передвину некоторые дела, то возможно смогу выделить полчаса днем в воскресенье». Фактически они могут быть женаты, но метафорически отношения между такими супругами будут сделкой, строгие условия которой требуют неукоснительного соблюдения.

Мы думали, что в комедии нужно показывать, как кто-то делает глупости… а позже поняли, что в комедии нужно показывать, как кто-то смотрит на то, как кто-то делает глупости.

И наконец, прием, который изменит ваше представление о комедии:прямая линия / волнистая линия.

Джон Клиз однажды сказал, что когда «Монти Пайтон» только начинали творить, они считали, что суть комедии в глупых поступках: «Мы думали, что в комедии нужно показывать, как кто-то делает глупости… а позже поняли, что в комедии нужно показывать, как кто-то смотрит на то, как кто-то делает глупости».

В классическом скетче «Кто на первой базе?» очевидно, что один герой — толстый, болтливый коротышка — юморист, а высокий, хмурый герой — серьезный. И многие не понимают, что для создания комичной ситуации нужны «обе стороны конфликта». На самом деле один должен «видеть» смешное, а второй — нет. Один должен создавать проблему, а второй — с ней бороться.

Итак, для создания комического эффекта нам необходим не только «юморист», который делает глупости, создает проблему, но и «представитель зрителей» — тот, кто наблюдает за действиями второго, за его попытками решить проблему. Этот второй может не так много говорить, не делать чего-то смешного, и, поскольку он тоже «не-герой» он видит проблему, но не имеет достаточных навыков для ее решения. «Прямая линия» создает проблему, «волнистая линия» — борется, пытается изо всех сил, но не в состоянии решить проблему. «Волнистая линия» много времени проводит, наблюдая действия «прямой». Персонаж все видит, но не знает, что сделать. Начинается путаница, затруднения. А другие персонажи делают то, что Джон Клиз назвал «глупостями». Комический эффект создается именно благодаря этому сочетанию, а не швырянием пирогов в лица друг друга.

Используйте эти приемы, и вы будете лучше понимать секреты комедии.

Реклама