Би Мак,

редактор компании Marvel («Железный человек», «Люди Икс», «Блэйд», «Робокоп», «Фантастическая четверка»)

27.10.10

В каждой второй истории о супергероях есть шаблонные персонажи, которые сводят на нет всю предыдущую работу над сценарием. О том, какие ошибки в разработке образа героя чаще всего допускают авторы и как вы сможете их избежать, — в статье редактора компании Marvel Би Мака.

Никому не интересно смотреть полтора часа, как герой двумя пальцами раскидывает врагов.

Над каким бы произведением вы ни работали, скорее всего, вы начнете с персонажей. И не потому, что вы неопытны или действуете по шаблону — просто так логичней. По долгу службы я чаще всего читаю адаптации комиксов или сценарии супергеройских фильмов, сериалов (вы и представить себе не можете, насколько популярны сейчас такие сюжеты!). Исходя из личного опыта, могу сказать, что есть персонажи, которые просто убивают ваш сценарий. И ни один редактор не захочет дочитать до конца то, что вы написали, если в тексте ему попадется хотя бы один такой герой. Уж поверьте мне на слово.

 

Давайте рассмотрим этих «убийц»:

Наставники (менторы)

Отношения между «учеником» и «учителем», как правило, банальны и клишированы. Сколько раз мы читали что-то похожее: «Родители героя мертвы, его подбирает добрый человек и учит всему, что сам знает»? Последний фильм, снятый по этому принципу, — «Арагон». И, кстати, сборы показали — смотреть там не на что!

С другой стороны — есть и злые наставники. Они обижают и всячески принижают героя или героиню. Все это они делают с одной-единственной воспитательной целью. Такие ситуации встречаются реже (последний раз — в картине «Особо опасен»), но и они уже не так интересны. Даже появилась популярная фраза «Почему ты здесь?», которую произносит Злой Наставник, стоя над истощенным телом своего ученика….

Чтобы писать о монстрах — неплохо бы изучить их. Если таких персонажей нет в природе, настоятельно советую продумать

Как исправлять:

1. Сделайте отношения между наставником и учеником более сложными, запутанными. Например, наставник разочаровывается в своем протеже и пытается подыскать ему замену. Это особенно хорошо работает, если между ментором и учеником появляются какие-то этические разногласия.

2. Избегайте загадочности в отношениях между наставником и учеником. Ну почему наставники должны скрывать от учеников даже такие безобидные вещи, как истинное происхождение, род занятий родителей и прочее?! Только веские причины могут служить оправданием. Так что либо придумайте такие причины, либо не пишите про загадочных наставников!

3. Не позволяйте менторам напрямую влиять на поступки и характер вашего героя. Если герой будет тупо следовать прямолинейным советам учителя — ваш сюжет тоже превратиться в прямолинейное пересказывание фактов. Идеальный наставник — тот, которого нельзя явно обозначить.

Дети

Невероятно, но факт: в большинстве сценариев дети как щеночки — милые и бесполезные (с точки зрения драматургии, конечно). Они отнимают слишком много времени у истории в целом. И зачем тратить столько энергии на персонажа, который того не стоит? К сожалению, все дети делятся на две категории: безобидные «ангелочки» и шаловливые «дьяволята». И служат они только двум целям:

Нужно придумать герою слабости. Это самое первое, самое важное из всех правил. Представьте, что ваш очередной Супермен не может умереть. Ему все безразлично, а зрителю будет безразлична судьба такого героя.

1. Сделать историю еще более «милой». Тут я вам не советчик, но считаю, что истории, где так эксплуатируют детей — бездарны.

2. Показать путь других персонажей (родителей). Чаще всего для этого ребенка похищают (плохие дяди).

Дети должны присутствовать в сценарии только в том случае, если у них есть интересные черты характера и цель, ради которой они применяют эти черты. Даже у ребенка должна быть цель (как бы ни банально это звучало!), будь то желание стать Дедом Морозом, либо — доказать что-то родителям.

Поищите ответы на эти вопросы:

1. Что привносит ребенок в историю? Вы придумали этот персонаж потому, что он нужен родителям, или потому, что история нуждается в «милом малыше»?

2. Как ребенок по-новому раскрывает родителей?

3. Что движет поведением ребенка в истории? Может ли он быть самостоятельным персонажем?

4. Какие отношения выстраиваются между ребенком и другими персонажами? Если вы не пишете книгу «Мой малыш», то, скорее всего, вашим читателям не будет интересно знать что-либо об утопической семейке, где все без ума друг от друга.

5. Есть ли у ребенка особый талант? В чем он заключается? Если да, то, пожалуйста, не делайте его экспертом в технике. Это плохо работает и использовалось уже миллиард раз в других сценариях. Если вы так уж хотите наделить ребенка умом — просто дайте ему возможность расследовать преступление, например.

Герои-хамелеоны

Хамелеоны могут спокойно менять облик, превращаясь то в монстра, то в человека. Персонаж, который так спокойно меняет облик, не интересен. Эти изменения убивают драму. Представьте, что вашего монстра пригласили на обед: это изначально приводит к драматической ситуации. А если он может спокойно превратиться в человека — драма умирает.

Конечно, никто не запрещает брать примеры из личной жизни! Просто не увлекайтесь детальным описанием близких вам людей — это может навредить вашей работе.

Исправляем:

Проще всего — просто не придумывать героев-хамелеонов. Если без этого никуда — предлагаю сделать так, чтобы одна из форм, которую принимает герой, не очень ему подходила. Например, монстр, который принимает облик человека, не может быстро адаптироваться к своему новому внешнему облику.

Какие проблемы могут быть у «бывшего монстра»:

1. Он по-прежнему разговаривает, как монстр. У него грубый голос и странные фразы.

2. Ему трудно ходить на двух ногах, сложно танцевать, кататься на лошади, переворачивать страницы книги.

3. Теперь, в человеческом теле, у него не получается использовать зубы или когти. Из-за этого он проигрывает свои сражения.

4. У него отвратительные манеры, он ест руками и периодически сплевывает пищу в сторону.

5. Он не совсем знаком с последними тенденциями моды и ходит в чем попало.

6. У него может быть плохое зрение.

Чтобы писать о монстрах — неплохо бы изучить их. Если таких персонажей нет в природе, настоятельно советую продумать их мир до мельчайших деталей. Стоит также опираться на известных вам существ. Например, монстр может быть похож на дракона. А дракон — это рептилия. У рептилий — плохое зрение, но они могут забираться на скалы…. Дальше включайте фантазию!

Тут мы немного отойдет от темы. Есть один вопрос, который не дает покоя многим авторам. Бывает так, что монстр, например, воспитывался среди людей. Как быть в этом случае?

Не всем удается показать, что бессмертный персонаж прожил много веков. Многие молодые авторы просто не умеют писать о пожилых людях — так зачем заранее ставить себя в неловкое положение?!

Это во многом зависит от того, насколько глубокую историю вы пишете. Возможно, монстр с трудом вписывается в двери (комедия), либо же проходит трудный период становления в обществе (драма). Во втором случае вы ставите перед читателем и зрителем более серьезный вопрос: «Может ли монстр быть одним из нас?».

Либо же вы делаете его отшельником, который не может найти себе места ни среди людей, ни среди монстров.

Бессмертные герои

Лично я уже устал читать истории о бессмертных персонажах.

Во-первых, делать его главный героем глупо — я и без того каждый год я получаю от 20 до 30 историй про бессмертных…. Мы вдруг узнаем, что наш сосед уже отпраздновал 600-летие. Одно клише уже есть, а что же будет дальше?!

Во-вторых, бессмертные герои не могут быть второстепенными персонажами. Они привлекают к себе много внимания и их предыстории слишком долго рассказывать.

В-третьих, авторы часто делают персонажей бессмертными, чтобы показать их мудрость, ум и все прочее. Это не работает. Ведь, по мнению читателя или зрителя, — персонаж мог заниматься чем угодно все эти годы.

В-четвертых, не всем удается показать, что бессмертный персонаж прожил много веков. Это все равно, что наделить Кощея Бессмертного сленгом 20-ти летнего юноши нашего времени: один раз смешно, а потом начинает раздражать. Кроме того, многие молодые авторы просто не умеют писать о пожилых людях — так зачем заранее ставить себя в неловкое положение?!

И, наконец, в-пятых, очень сложно наделить бессмертного персонажа целью. Представьте, что вы прожили много лет: у вас еще остались потаенные желания, интересы, хобби, вы любите одного и того же человека?

Члены семьи

Чаще всего герои, прототипами которых стали родители или близкие родственники автора, не работают. Даже если вы убеждены в обратном — хорошенько задумайтесь, прежде чем вводить в историю «тетю Сару».

Не позволяйте менторам напрямую влиять на поступки и характер вашего героя. Если герой будет тупо следовать прямолинейным советам учителя — ваш сюжет тоже превратиться в прямолинейное пересказывание фактов.

Почему?

1. Членов семьи очень трудно «наградить» отрицательными чертами характера. У вас хорошие отношения (по крайней мере, пока ваш сценарий не экранизирован) и вы боитесь их испортить.

2. Сочинять будет гораздо проще, когда все герои будут вымышленными.

3. У членов вашей семьи просто может не быть столько интересных черт, которые бы понравились зрителю. Еще раз напоминаю: обычно у героя есть положительные и отрицательные черты, эмоции и внутренние конфликты, а у плохих персонажей — ничего этого нет.

4. И, наконец, почему ваши родные должны интересовать зрителя?! Что в них особенного?!

Конечно, никто не запрещает брать примеры из личной жизни! Просто не увлекайтесь детальным описанием близких вам людей — это может навредить вашей работе. Из знакомых вам реальных людей можно взять привычки, некоторые фразы, но все остальное должно быть вымышленным.

Суперженщина и супермужчина

Начнем с Суперженщины.

Обычно такими персонажами «грешат» молодые сценаристки. Им кажется, что неплохо бы создать девушку (точную копию себя, между прочим), которая могла бы победить любое Зло. Но это не очень верный шаг. И вот почему:

1. Драматургия работает лучше всего в том случае, если перед героем стоит «непреодолимое препятствие». И в этой «непреодолимости» заложен весь интерес как зрителя, так и редактора. Но Суперженщина настолько сильна и непобедима, что просто проскальзывает через все перипетии, мизинцем расталкивая врагов. И вот это уже никому не интересно.

Дети должны присутствовать в сценарии только в том случае, если у них есть интересные черты характера и цель, ради которой они применяют эти черты. Даже у ребенка должна быть цель!

Кроме того, такой персонаж жутко нудный, поскольку раскрывается только со своей «солнечной», чистой стороны. Планы Суперженщины никто не может нарушить, а ее поступки не могут привести к дурным последствиям. Если ее за что-то и наказывают, то, по большей части, это из зависти или по глупости. Автору стоит придумать такому персонажу несколько отрицательных черт — это поможет не только развить историю, но и придать герою «человеческий» облик. Как ни странно, но это поможет подать вашу героиню с лучшей стороны — ведь преодолевая препятствия, она сможет проявить ум и смекалку.

2. Идеальные персонажи не нравятся публике. Более того — зрители начинают выходить из себя, когда, сверкая белозубой улыбкой, ваша героиня (это касается и героев, кстати) преодолевает все препятствия. Это вызывает чувство недоверия и злости. Более того, на фоне идеальной женщины, с которой должны все соглашаться, другие персонажи покажутся нам как минимум идиотами.

3. Суперженщина не должна быть похожа на автора еще и потому, что редакторам может показаться, что вы не пойдете на уступки и не примете их правки.

Как исправить ситуацию:

Нужно отстраниться от своего персонажа. Наделите его чертами, которые сами считаете непривлекательными. Позвольте ей совершать ошибки, которые вы бы сами ни за что не совершили. Также стоит попробовать переосмыслить мотивы вашей героини. Обычно мотив такой: «Злые дяди убили всю мою семью, и мне нужно отомстить!». Конечно, это неплохой ход, но в 90% случаев герои, мотивированные таким образом, просто никого не интересуют, а сами сценарии превращаются в абсолютную чушь! Начинающим авторам я вообще не советую использовать этот подход, поскольку им может просто не хватить опыта, чтобы вовремя понять, что их история перенасыщена клише.

А теперь пару слов о Супермужчине:

Конечно, он лучше, сильней и умней обычных людей. Но такому персонажу часто не хватает «человечности», и он не интересен.

Как исправить:

Нужно придумать герою слабости. Это самое первое, самое важное из всех правил. Представьте, что ваш очередной Супермен не может умереть. Ему все безразлично, а зрителю будет безразлична судьба такого героя.

Возможно, весь такой положительный, ваш герой совершенно не умеет вести себя в обществе дам, или отвратительно пахнет, или не переносит запах краски (почему он его не переносит всегда нужно объяснять, но это уже тема отдельной статьи).

Вот еще несколько примеров:

Ваш герой может быть сильным, но у него могут быстро заканчиваться силы. Он может стрелять из мощного лазера, но прицел у него сбит. Быстро бегать, но медленно реагировать на внешние раздражители.

Герой может, например, отлично соображать, но плохо запоминать, быть храбрым, но плохо разбираться в теоретических науках.

Список можно продолжать бесконечно. Важно одно — не пишите, пожалуйста, больше историй про Супер-супер героев. Это, как минимум, скучно.

Реклама