Лора Кросс,

редактор, консультант

Что общего у «Смертельного оружия», «Матрицы» и «Крепкого орешка»? Это хорошие боевики. Что такое хороший боевик? Лора Кросс дает 15 ответов на этот вопрос.

Только попробуй не прочитать!

Спрос на сценарии боевиков и приключенческих фильмов всегда высок, ведь их кассовые сборы составляют львиную долю ежегодных доходов голливудских студий. Давайте рассмотрим обязательные элементы этих фильмов:

1. Простая и мощная идея. Чаще всего идею боевика можно объяснить парой слов. Обычно это история о том, как герой спасает мир от разрушения. Большинство таких фильмов сделаны с прицелом на создание серии сиквелов.

2. Герой – «парень из соседнего двора» или «самый крутой человек в мире». Парни из соседнего двора – это Джон МакКлейн в «Крепком орешке» (Die Hard) и Нео в «Матрице» (The Matrix). Они невольные участники событий: их вынуждают действовать обстоятельства. «Крутой» герой (например, Бэтмен) изначально готов спасать человечество и его не приходится уговаривать. Иногда в боевиках и приключениях главный герой может быть «плохим парнем» (например, Дэнни Оушен из «Одиннадцати друзей Оушена» (Ocean’s 11)).

3. Высокие ставки. Зачастую в боевике на кону стоит не одна жизнь: герой должен спасти Землю от огромного астероида («Армагеддон» (Armageddon)), или сотню заложников в небоскребе («Крепкий орешек»), или даже несколько планет от мощного космического оружия («Звездные войны» (Star Wars)).

4. Сюжет – на первом месте. В любом хорошем боевике должен быть четкий сюжет, который строится на попытках героя сорвать планы главного злодея.

В любом хорошем боевике должен быть четкий сюжет, который строится на попытках героя сорвать планы главного злодея.

5. Борьба добра со злом. Основная тема любого боевика – это битва добра со злом. Часто она получает более конкретное выражение в борьбе главного героя за то, что важно лично для него (например, в фильме «Смертельное оружие» (Lethal Weapon) на первый план выходит тема ценности семьи). Как правило, герой воплощает и защищает нравственные устои современного ему общества.

6. У антагониста есть гениальный план. Антагонист – это та сила, которая побуждает героя действовать. Когда у злодея есть план, у героя появляется цель – не дать ему осуществиться.

7. Антагонист сильнее героя. Превосходство антагониста заставляет героя меняться. Если герой – «самый крутой человек в мире», у него должна быть слабость, которую злодей сможет использовать против него (например, ахиллесова пята Супермена – криптонит).

8. Герой и злодей бьются насмерть. В финальной схватке злодей не обязательно умирает. Но герой, так или иначе, должен испытать триумф – даже если сам погибнет в этой битве.

9. В фильме много «экшна». Естественно, большую часть боевика или приключенческого фильма составляет «экшн», «движуха»: погони, перестрелки, драки, взрывы. Как правило, в фильмах этого жанра содержится около девяти сцен, в которых жизни героя угрожает опасность.

Во многих боевиках и приключениях присутствует элемент обратного отсчета. Он создает напряжение и вынуждает героев действовать без промедления.

10. Грандиозные знаковые сцены. Знаковая сцена – это запоминающаяся сцена, выделяющаяся на фоне других. В боевиках знаковые сцены насыщены «экшном». Вспомните крушение поезда в «Беглеце» (The Fugitive), экстренную посадку самолета на знаменитую главную улицу Лас-Вегаса в фильме «Воздушная тюрьма» (Con Air) или классические погони в «Детективе Буллитте» (Bullitt).

11. Хлесткие реплики. Боевикам свойственны яркие диалоги – особенно тем историям, где у героя есть напарник, с которым можно устроить словесную дуэль. Если такового нет, герой может пикироваться со злодеем. Часто встречающийся прием – броская реплика антигерою «на прощание». Например, Гарри Каллахен в «Грязном Гарри» (Dirty Harry) наводит на бандита пистолет и говорит: «Задай себе один вопрос: «Повезет ли мне?» Ну? Повезет, ты, мерзавец?» Или вспомните коронную фразу Джона МакКлейна: «Йо-хо-хо, ублюдок!»

12. В фильме есть обратный отсчет. Во многих боевиках и приключениях присутствует элемент обратного отсчета. Он создает напряжение и вынуждает героев действовать без промедления. В качестве примеров можно привести бомбу с часовым механизмом в «Крепком орешке», жесткие временные рамки для ограбления казино в «Одиннадцати друзьях Оушена», срок, оставшийся до столкновения с астероидом в «Армагеддоне», время, когда преступника нужно посадить на поезд («Поезд на Юму» (3:10 to Yuma)).

13. Мифологическая структура повествования. Часто, хотя и не всегда, в основе боевиков и фильмов-приключений лежит «путь героя»  структура, описанная Джозефом Кэмпбеллом в работе «Тысячеликий герой» (The Hero with a Thousand Faces). Отличные примеры, на которых можно учиться,– это «Звездные войны», «Матрица» и «Властелин колец» (Lord of the Rings).

Сценарии боевиков пишут емко, используя много активных глаголов, звукоподражательных слов и практически без прилагательных – они тормозят действие.

14. Яркое название, отражающее жанр фильма и его содержание. Характерный признак боевика – образное название, связанное с идеей фильма и вызывающее в мыслях картины приключений и опасностей («Железный человек» (Iron Man), «Терминатор» (Terminator), «Смертельное оружие», «Храброе сердце» (Braveheart), «Крепкий орешек», «Армагеддон»).

15. «Вертикальный» сценарий. «Вертикальным» сценарием в Голливуде называется тот, который содержит много белого пространства на листе. Длинные предложения разбиваются на короткие фразы, иногда им отводится целый абзац. Сценарии боевиков пишут емко, используя много активных глаголов и звукоподражательных слов (БУМ, ТРАХ, БАЦ), и практически без прилагательных – они тормозят действие. Такой стиль позволяет читателю ярче представить себе, что будет происходить на экране.

Какие элементы вы считаете обязательными для сценария боевика? Поделитесь своими соображениями в комментариях.

Реклама