Майкл Хэйг,

преподаватель сценарного мастерства

Разрабатывать историю, опираясь на последовательность поворотных пунктов, – значит убивать искусство, считают многие. На самом деле, знать структуру классических фильмов нужно не для того, чтобы писать «с секундомером в руке», а чтобы суметь проверить себя и при необходимости улучшить свою работу.

Структура – не кандалы, а инструмент

Голливудские фильмы просты. И хотя за сценарием любой успешной картины всегда стоит нелегкий труд, сюжеты типичных голливудских фильмов строятся всего на трех основных компонентах: персонаже, мотивации и конфликте.

Мы видим на экране героев, которые на пути к своей цели сталкиваются с, казалось бы, непреодолимыми препятствиями. Кларисса Старлинг пытается остановить маньяка, капитан Миллер спасает рядового Райана, Билли Эллиот делает все, чтобы поступить в школу хореографии, – протагонисты всегда вступают в конфликты, стремясь достичь своих целей.

Сюжет – это и есть последовательность событий, ведущих героя к его цели. Вне зависимости от того, пишет ли сценарист романтические комедии, триллеры, исторические драмы или высокобюджетные фантастические боевики, он  использует одну и ту же базовую структуру.

Хорошо структурированный сюжет состоит из шести основных этапов, которые разделяются пятью поворотными пунктами. Каждый из этих пунктов происходит в определенное время и выполняет определенную функцию. То есть событие, которое случается на двадцатой минуте полуторачасовой комедии, по своей задаче идентично событию, происходящему на сороковой минуте трехчасового исторического фильма.

hauge-empty

Предлагаю разобрать структуру двух блокбастеров: «Эрин Брокович» (Erin Brokovich) и «Гладиатора» (The Gladiator). Эти фильмы отличаются по стилю, жанру, теме и продолжительности, но оба собрали в прокате более 100 миллионов долларов, получили в 2000 году самые хвалебные отзывы критиков, и, главное, используют похожую структуру сюжета.

ЭТАП 1. Завязка

s1

 

«Эрин Брокович»: Главная героиня – мать-одиночка без копейки на счету. Она не может найти работу, в ее машину врезается «Ягуар», но суд признает Эрин виновной в аварии.

«Гладиатор»: Могущественный генерал и любимец народа Максимус ведет войска Рима в битву против варваров и одерживает победу.

По объему завязка занимает не больше 10 % сценария. За это время вы должны показать мир вашей истории и помочь зрителю идентифицироваться с героем – вызвать к нему сострадание, симпатию, заставить посмеяться над ним или испугаться за него.

Фильм «Изгой» (Cast Away), например, переносит нас в мир Чака Ноланда – сотрудника транспортной компании «FedEx», ответственного работника и просто хорошего человека. Мы сразу же начинаем сочувствовать ему, потому что он вынужден оставить любимую женщину одну в Рождество и отправиться по делам за тридевять земель, да еще в плохую погоду. Или вспомните, как в начале фильма «Свой человек» (The Insider) Лоуэлл Бергман едет навстречу неизвестности ради сенсационного интервью. Такие завязки мгновенно вовлекают нас в происходящее и заставляют ждать, что будет дальше.

Поворотный пункт № 1: Новые перспективы (10 %)

 

t1

«Эрин Брокович»: Эрин убеждает адвоката Эда Масри дать ей работу.

«Гладиатор»: Император Марк Аврелий предлагает Максимусу награду. Максимус просит разрешения вернуться домой к жене и сыну.

После того как 10 % вашего сценария позади, откройте перед героем новые горизонты, перспективы, которые побудят его отправиться в путь.

Именно в этот момент Нео едет на встречу с Морфеусом, чтобы узнать, что такое Матрица, а уволенный Айк из «Сбежавшей невесты» (Runaway Bride) решает встретиться с героиней Джулии Робертс.

Обратите внимание, что новые перспективы дают герою новую цель, но это не та цель, которой он достигнет в конце фильма. Скорее, мы говорим о желании героя оказаться в новой ситуации и измениться.

ЭТАП 2: Новая ситуация

 

s2

«Эрин Брокович»: Эрин начинает работать на юридическую фирму Эда Масри, встречает нового соседа и начинает расследование в городке Хинкли, после чего ее увольняют.

«Гладиатор»: Умирающий Марк Аврелий просит Максимуса позаботиться о судьбе Рима и вернуть власть народу – вопреки амбициям сына императора, Коммода.

Этот этап занимает следующие 15 % истории. Герой начинает действовать: он адаптируется в новом окружении, пытается разобраться в том, что происходит, вырабатывает конкретный план достижения своей главной цели. В фильме «Лжец, Лжец» (Liar, Liar) Флетчер выясняет, что подвержен действию чар и не может врать. Персонаж Робина Уильямса в «Миссис Даутфайр» (Mrs. Doubtfire) придумывает, как чаще видеться с детьми.

Как правило, с развитием истории меняется и место действия. Обстоятельства могут потребовать, чтобы ваш герой поднялся на борт корабля («Титаник» (Titanic), «Талантливый мистер Рипли» (The Talented Mr. Ripley)), поехал на похороны отца в Цинцинатти («Человек дождя» (Rain Man)) или сел в самолет («Борт номер один» (Air Force One)).

В большинстве фильмов герой попадает в новую ситуацию по собственному желанию, предвкушая благоприятное развитие событий. Он еще верит, что возникшая проблема может быть легко решена. Но по мере нарастания конфликта герой начинает понимать, что столкнулся с гораздо более сильным противником, чем мог вообразить. Наконец, наступает следующий поворотный пункт.

Поворотный пункт № 2: Новый план (25 %)

 

t2

«Эрин Брокович»: Эд снова берет Эрин на работу, чтобы она помогла справиться с делом «PG&E».

«Гладиатор»: Узнав, что ради трона Коммод убил своего отца, Максимус клянется отомстить ему.

По прошествии четверти фильма в жизни героя происходит событие, после которого у героя появляется конкретная цель, к которой он будет стремиться до конца истории. Зрителю в этот момент должно стать понятно, о чем фильм и какова внешняя цель героя.

В фильме «Деловая женщина» (Working Girl), например, Тэсс обнаруживает, что ее начальница ведет двойную игру, и принимает решение самостоятельно заключить сделку. Мы хотим, чтобы Тэсс это сделала, и остаемся у экрана, чтобы узнать, добьется ли она своего или проиграет.

Желания и внутренние потребности героя, его душевные раны, страхи и их преодоление вызывают у зрителя эмоции, без которых не бывает хорошей истории. Но чувства и переживания героя можно показать на экране только благодаря, четко прописанной внешней цели.

ЭТАП 3: Прогресс

 

s3

«Эрин Брокович»: Эрин добивается согласия некоторых жителей Хинкли, чтобы Эд представлял их в суде, и завязывает отношения с соседом Джорджем.

«Гладиатор»: Максимуса ведут на казнь, он сбегает, обнаруживает, что его семья убита, попадает в плен и становится гладиатором.

На протяжении следующих 25 % сценария нам кажется, что план героя работает: Итан Хант подбирается все ближе к злодею в фильме «Миссия невыполнима 2» (Mission: Impossible II), Пэт начинает встречаться с женщиной своей мечты в фильме «Все без ума от Мэри» (There’s Something About Mary).

Это не означает, что на данном отрезке сценария нет конфликта. Но какие бы препятствия ни стояли на пути вашего героя, он может их обойти или преодолеть, приближаясь к третьему поворотному пункту.

Поворотный пункт № 3: Обратной дороги нет (50 %)

t3

«Эрин Брокович»: Эрин и Эд подают иск против «PG&E», рискуя получить в суде отказ, который сделает всю их работу бессмысленной.

«Гладиатор»: Максимус прибывает в Рим, полный решимости покорить толпу и отомстить Коммоду.

Ровно на середине сценария герой должен осознать всю важность своей задачи. До этого момента у него еще была возможность отказаться от плана и вернуться к прежней жизни. Теперь он должен сжечь все мосты. В фильме «Шоу Трумэна» (The Truman Show) главный герой понимает, что он пленник; Роуз («Титаник») занимается с Джеком любовью. Герои переступают черту, после которой уже нет пути назад, а риск возрастает с каждым шагом.

ЭТАП 4: Осложнения и повышение ставок

s4

«Эрин Брокович»: Эрин все меньше времени проводит с Джорджем и детьми, а Эд приглашает к участию в деле крупную компанию, которая не может найти общий язык с жителями Хинкли.

«Гладиатор»: Максимус становится героем римлян и открывает Коммоду, кто он такой.

На этом этапе герою становится все сложнее достичь внешней цели и он может все проиграть, если не справится с испытаниями. Митч МакДир начинает собирать улики на «Фирму» в одноименном фильме (The Firm) и вынужден скрывать это и от мафии, и от ФБР (осложнение). Провал грозит ему либо тюрьмой, либо смертью (повышение ставок).

Конфликт продолжает нарастать, и, когда кажется, что герой вот-вот достигнет своей цели, происходит…

Поворотный пункт № 4: Откат назад (75 %)

t4

«Эрин Брокович»: Большинство жителей Хинкли отзывает иски из-за привлечения новых адвокатов. Джордж уходит от Эрин.

«Гладиатор»: Максимус отказывается помогать лидеру сената. Коммод строит планы по уничтожению и Максимуса, и сената.

Когда три четверти пути уже позади, герой терпит крупное поражение. Ему кажется, что все потеряно. Кэрол уходит от Мэлвина в фильме «Лучше не бывает» (As Good As It Gets); Морфеус оказывается в плену агентов Матрицы. В романтических комедиях, таких как «Чего хотят женщины» (What Women Want), например, в этой точке часто раскрывается обман героя и любовники расстаются.

Крушение планов и надежд не оставляет герою иного выбора, кроме как рискнуть всем, что у него есть, и сделать последний рывок.

ЭТАП 5: Последний рывок

s5

«Эрин Брокович»: Эрин наконец-то получает возможность поднять жителей Хинкли на борьбу в суде и найти улики против «PG&E».

«Гладиатор»: Максимус разрабатывает план побега, чтобы возглавить свое бывшее войско и свергнуть Коммода.

Избитый и изможденный, ваш герой идет ва-банк, отдает последние силы, чтобы достичь главной цели. Тельма и Луиза (Thelma & Louise) должны доехать до границы раньше, чем их перехватит ФБР. Кеннеди должен попробовать в последний раз провести переговоры с СССР в фильме «13 дней» (Thirteen Days).

На этом этапе все обстоятельства работают против героя, ритм фильма ускоряется.

ПОВОРОТНЫЙ ПУНКТ № 5: Кульминация (90-99 %)

t5

«Эрин Брокович»: Эрин и Эд выигрывают дело на 330 миллионов долларов; Джордж возвращается к Эрин.

«Гладиатор»: Максимус вступает в финальный бой с Коммодом.

В кульминации герой сталкивается с самым серьезным препятствием во всей истории; ему необходимо совершить поступок, который решит его судьбу. Тогда внешняя цель, наконец, будет достигнута. В этот момент герои въезжают в ураган в одноименном фильме (The Hurricane), а в «Списке Шиндлера» (Schindler’s List) евреи-рабочие совершают побег.

Высшая точка развития конфликта приходится на самый конец фильма.  Единственное, что остается после кульминации, – это показать последствия финальной битвы.

ЭТАП 6: Последствия

s6

«Эрин Брокович»: Эрин получает премию в 2 миллиона долларов и предложение работать на Эда дальше.

«Гладиатор»: Максимус умирает и воссоединяется с семьей в загробном мире. Его с почестями провожают в последний путь.

Ни один фильм не заканчивается в тот момент, когда герой достигает своей цели. Нужно еще показать жизнь, которая начинается после всех испытаний.

В таких фильмах, как «Рокки» (Rocky), «Тельма и Луиза» или «Шоу Трумена», не обязательно что-то показывать или объяснять. Задача сценариста – придумать для кульминации мощный финальный аккорд, шокирующий зрителя или поднимающий ему настроение под конец фильма. Но такие случаи довольно редки. В большинстве романтических комедий, детективов и драм для описания новой жизни героев отводится последние пять-десять страниц сценария.

Перечисленные мною этапы и поворотные пункты сюжета – мощный инструмент для разработки сценария. Понятно ли зрителю, о чем фильм, после того как четверть истории позади? Имеет ли цель героя четкое внешнее выражение (не является ли она абстрактным стремлением к успеху, любви или самоуважению)? Терпит ли герой поражение перед финальной битвой?

Только, пожалуйста, не позволяйте всем этим процентам тормозить ваш творческий процесс. Структура – это эффективный шаблон, который нужно использовать для доработки сценария и усиления его эмоционального воздействия. Придумайте персонажей, которых вы любите, и историю, которая вас вдохновляет. А потом используйте эти принципы, чтобы ваш сценарий понравился наибольшему числу зрителей.

Реклама