Ли Майклс,

автор более 80 романов и сценариев, преподаватель писательского мастерства

Неважно, над чем вы работаете — сценарием или книгой, — вас будут мучить одни и те же сомнения: удался ли персонаж, хороша ли история, и справляетесь ли вы вообще. Опыт в таких случаях ничего не гарантирует, и вы можете снова и снова наступать на одни и те же грабли. О том, как правильно поставить диагноз и самостоятельно вылечить свой сценарий, — в статье Ли Майклс.

Раненый сценарий далеко не уйдет

Чаще всего «крамольные» мысли и сомнения посещают авторов, когда закончена первая четверть произведения или когда осталось дописать последнюю часть.

В первом случае волнение объяснить легко — к тому моменту, как у вас написано начало, первая волна интереса к идее обычно проходит, и вы начинаете понимать, что можно было придумать что-нибудь получше.

Второй кризис уверенности чаще всего приходит, когда вы написали три четверти произведения. Итог истории подводить еще слишком рано, а добавлять новые значительные элементы — поздно. Вам может казаться, что история выдыхается или, что вам никогда не удастся уместить все в концовку.

Каждый раз, когда ко мне приходило ощущение, что я «завязла» — это происходило по одной из пяти причин: конфликт, персонажи, совместимость, любовь, структура. В первых «пробах пера» — тех, которые я сожгла — я допускала все эти ошибки. Иногда сразу все пять. Также я обнаружила, что опыт ничего не гарантирует — вы можете снова и снова наступать на одни и те же грабли. Но меня успокаивает, что каждый раз, когда я встречаюсь с одной из этих ошибок, я вижу ее по-новому. Возможно, когда-нибудь, я исчерпаю все комбинации, но точно сказать нельзя.

Если между персонажами настоящий конфликт, то у них сразу же появляется тема для разговора. Если конфликт надуманный, то они могут спорить хоть до второго пришествия, но их разговор ни к чему не приведет.

Так что, если вы сомневаетесь или вам кажется, что история не клеится, посмотрите на этот список:

1) Нет конфликта или же конфликт между главными персонажами — это скорее непонимание, а не настоящее серьезное расхождение во взглядах.

Настоящий конфликт основывается на серьезных противоречиях во взглядах. Что стоит на кону? За что и герой, и героиня готовы сражаться? Что им нужно так сильно, что приходится объединить усилия?

Если между персонажами настоящий конфликт, то у них сразу же появляется тема для разговора. Если конфликт надуманный, то они могут спорить хоть до второго пришествия, но их разговор ни к чему не приведет.

СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ

* Слабые точки зрения. По ходу спора персонажи меняют свои убеждения. Если их так легко переубедить или если все дело в недопонимании, то простое объяснение своих точек зрения может решить все проблемы еще в первой главе.

* Случайные вмешательства. В тот самый момент, когда герой вот-вот скажет всю правду, звонит телефон, или кто-нибудь входит в дверь, или героиня говорит что-то, что его останавливает — и недопонимание живет еще один день. Несмотря на то, что этот прием можно использовать, его постоянное применение — признак того, что конфликт слабоват.

* Недостаточно высокие ставки. Если герой стремится к своей цели — это еще не повод писать о нем историю. Я знаю женщин, которые ужасно переживают от того, что у их мужей галстуки не сочетаются с рубашками, но я не хочу читать об этом книгу.

* Несчастья, не относящиеся к делу. Использование землетрясений, аварий, случайных переломов, конечно, поможет вам увеличить объем книги, но они редко развивают конфликт или двигают историю вперед. Не забывайте задать себе вопрос: все ли события развивают сюжет?

2) Герой и героиня или их поведение не правдоподобны. Они не вызывают сочувствия.

Если герой — полицейский, который в штатском напрочь теряет бдительность, то он ведет себя нереалистично. Если во время первой встречи герой и героиня ведут себя так, словно знают и ненавидят друг друга уже много лет, мы в них никогда не поверим. Если они на протяжении всей истории плохо поступают друг с другом, особенно, если на то нет никаких адекватных причин, то мы не сможем им сочувствовать.

Если герой стремится к своей цели — это еще не повод писать о нем историю. Я знаю женщин, которые ужасно переживают от того, что у их мужей галстуки не сочетаются с рубашками, но я не хочу читать об этом книгу.

СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ

* Героиня, которая вам не нравится, как человек. Если в реальной жизни вы не хотели бы ее знать, то, скорее всего, читателю тоже она не интересна.

* Нарушенное равновесие. Если герой агрессивен, а героиня слаба или, наоборот, героиня — наглая, а герой — пассивный, то история, скорее всего, не удастся. В хорошей паре герой и героиня обладают примерно одинаковым уровнем энергии и целеустремленности.

* Вы рассказываете читателю о героях вместо того, чтобы показывать их в действии. Если в героев тяжело поверить, тяжело сопереживать, то, конечно, их будет сложно представить живыми, а значит, их всегда будет легче описывать, вместо того, чтобы показать, как они действуют.

* Немотивированный конфликт. Герой не должен стоять на пути героини к цели просто «из вредности». Нам легче сопереживать персонажам, если их противостояние имеет четкие причины.

* Слишком много «чтения мыслей». Мы постоянно слышим мысли персонажа. Гораздо чаще, чем нам этого хотелось бы. Но нам они безразличны.

* Жесткий сарказм или споры, переходящие в бессмысленную ругань. Мы теряем уважение к обеим сторонам, участвующим в такой перепалке.

3) Герои могут легко выйти из проблемной ситуации.

В реальности, когда мы встречаем людей, которые нам не нравятся, мы склонны избегать их, если только нас не связывают семейные узы или деловые отношения. Также должны поступать и наши персонажи. Если вы не можете одним предложением объяснить, почему главные герои должны быть вместе, почему вы упорно ставите их рядом?

СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ

* Герои, которым не о чем поговорить. Если они болтают только о всякой чепухе, то, возможно, нужно подумать, зачем им вообще быть вместе.

* Герои, которые начинают ссориться по мелочам, а не из-за реальных проблем. Почему они просто огрызаются друг на друга, вместо того, чтобы решить проблему, которая лежит в корне их противостояния?

* Герои, которым слишком хорошо и комфортно друг с другом. Если они так хорошо ладят, то почему не могут сразу разобраться с основной сложностью?

Герой не должен стоять на пути героини к цели просто «из вредности». Нам легче сопереживать персонажам, если их противостояние имеет четкие причины.

* Герой и героиня много времени проводят раздельно. Если они находятся в разных местах, как они будут взаимодействовать? Если они разделены и постоянно думают друг о друге, вместо того, чтобы активно развивать отношения, то о каком развитии вообще может идти речь?

4) Линия отношений не занимает центральное место в книге.

Есть сюжетные линии (например, поиск пропавших денег, прошлое героя или героини), над которыми часто работать легче и иногда интереснее, чем над историей развития отношений главных персонажей. Но читатель хочет увидеть развитие отношений — возникновение внимания, доверия, симпатии между главными героями. Остальные части истории могут только служить фоном для линии отношений.

СИМПТОМЫ БОЛЕЗНИ

* Сюжет слишком сложный. Вы тратите слишком много событий и слишком много времени на рассказ о пропавших деньгах или ребенке, которому нужно помочь, и слишком мало — на развитие отношений.

* В сценах слишком много людей. Даже если герои находятся в переполненной аудитории, вы можете отделить их от всех остальных — они могут сидеть отдельно или перешептываться. Если они никогда не остаются один на один, как могут развиваться их чувства?

* Отвлечения. Побочные вопросы становятся важнее, чем главная сюжетная линия. И все (автор, герои, читатель) забывают, в чем был смысл сцены. Иногда это происходит из-за чересчур подробного описания прошлого и внутреннего мира второстепенных персонажей.

* Вмешательство со стороны других персонажей. Неважно, помогает это героям сблизиться или наоборот, усиливает конфликт между ними, это убирает фокус с главных отношений в истории. Герой и героиня должны сами решать свои проблемы.

5) История плохо рассказана.

Возможно, автор слишком сильно обобщил историю, «рассказал» ее вместо того, чтобы «показать». Может быть, предложения двусмысленные и читателю приходиться задумываться о том, что же автор имел в виду. Может быть, события описаны в неправильном порядке, и это сбивает читателя с толку.

Если вы не можете одним предложением объяснить, почему главные герои должны быть вместе, почему вы упорно ставите их рядом?

СИПТОМЫ БОЛЕЗНИ

* Медленное начало. Допустим, в первой главе героиня рассуждает о прошлом и о том, как она дошла до такой жизни. Часто это действительно важная информация, но ее не нужно давать в первой главе. Если вместо этого вы начнете с действия, то персонаж читателю будет небезразличен. Он будет продолжать читать, чтобы узнать о его прошлом.

* Умиротворенные концовки. Главы или сцены, заканчивающиеся тем, что героиня беспечно засыпает — дают читателю отличную возможность сделать то же самое.

* Излишне быстрое действие. Проверьте, нет ли в вашем тексте таких фраз, как «Позже», «Через несколько минут», «После того, как она все обдумала» и других. Это значит, что вместо того, чтобы показать, что происходит, вы рассказываете читателю об этом.

* Плавающая точка зрения. Это относится к тем случаям, когда история по непонятной причине рассказывается от лица то одного, то другого персонажа, или когда просто непонятно, кто рассказчик в истории.

* Диалог «ни о чем». Вместо раскрытия важной информации диалог фокусируется на различных неважных деталях (в нем много фраз, типа «Привет», «Пока», «Как тебе кофе?»).

* Грамматические или стилистические ошибки. Это отвлекает внимание читателя от истории и заставляет проводить время в догадках: что же хотел сказать автор. Иногда легче просто закрыть книгу.

Еще приемы:

— Сделайте перерыв. Не надо пытаться писать и сразу же себя редактировать. Это очень разные задачи. Если вы будете постоянно переключаться, то в голове начнется путаница. Так можно удалить фрагмент, который на самом деле был совсем не плох.

— Распечатайте текст. Редкий человек может успешно редактировать текст с экрана. Большинству текст кажется более «реальным», когда слова напечатаны на бумаге. Все проблемы текста: опечатки, недостатки сюжета — видны гораздо лучше.

— Запишите текст на диктофон. Так можно понять, насколько естественные получились диалоги. Прослушивание поможет вам понять, удачный ли ритм истории вы задали, удачными ли получились персонажи и насколько постоянным получился образ рассказчика. Если бы вы вели машину и параллельно слушали эту аудиокнигу, было бы вам интересно?

— Пользуйтесь цветными маркерами. Чем больше, тем веселее. Выделяйте диалог одним цветом, интроспекцию — другим, повествование — третьим, а описания — четвертым. Конечно, если вы влюблены в свой компьютер, то вы можете использовать для этих целей программу, в которой обычно работаете. Если вы очень хорошо разбираетесь в программе, то можете заняться составлением таблицы стилей и привязывать определенный цвет к стилю абзаца, а потом смотреть, как развивается ваша работа. В любом случае, этот инструмент поможет вам понять, не слишком ли много вы используете внутренних монологов, описаний, разобраться, насколько разные части пропорциональны друг другу. Если в начале книги много диалогов, а в конце — мало, то возможно вы в какой-то момент перестали показывать историю и начали рассказывать ее.

— Следите за временем. Чем дольше я работаю над историей, тем более скучной она мне кажется. Иногда все движется в правильном направлении, но ты просто устаешь работать над одним и тем же фрагментом. Когда я слежу за тем, сколько времени уделяю работе над каждой сценой, то мне легче сохранить уверенность в своих силах, если в какой-то момент работа над историей замедляется.

Реклама