Эрик Овермиер,

сценарист («Закон и порядок», «Убойный отдел», «Прослушка»)
Детективный жанр по объективным причинам остается самым востребованным у зрителя. Но даже мастерски спланированное убийство можно запросто испортить неправильной подачей фактов. О том, какие типы улик существуют и как их использовать в истории, — в статье Стивена Роджерса.
Найдите улики, и вы найдете убийцу!

Как только на пороге вдовы покойного появляется следователь, она начинает вести себя нервно и почему-то не хочет впускать полицейских дальше гостиной….

Приехав на место преступления, где уже побывало человек 20 полицейских, следователь первым делом подходит к сточной канаве и обнаруживает, освещенное софитами, орудие убийства….

Каждый раз, когда в присутствии подозреваемого называют имя жертвы, он начинает кашлять….

 

Вы, наверное, догадались, что все эти примеры не столько даже клише, сколько образцы крайне неудачно расставленных улик. Если действие будет проходить подобным образом, сомневаюсь, что зритель оценит его по достоинству.

В любой детективной истории, улики — главное оружие сценариста. Если они расставлены верно — дело в шляпе, история сработает. В то же время нужно понимать, что все они служат двум целям: подводят следователя вместе со зрителем, к разгадке, и они же — мешают расследованию и усложняют историю.

Вот некоторые особенности улик:

1. Улики могут иметь самое обычное значение: большой отпечаток ноги на месте преступления означает, что у преступника большой размер ноги (в крайнем случае — это человек с маленьким размером ноги, который носит большие ботинки). Но согласитесь, что второе заключение маловероятно.

2. Улики могут сработать не сразу. Если в первых сценах детектив обнаруживает какой-то предмет, это не означает, что он может сразу приобщить его к делу. Вполне возможно, что предмет «всплывет» в другом месте и в другое время.

3. Улики могут указывать на нескольких людей. Оброненное золотое кольцо на месте преступления может означать, что его владелец: носил его, продавал его (ювелир, работает в ломбарде), украл его.

4. Улики могут быть неверно интерпретированы следователем. Убедитесь, что зритель тоже ошибается вместе с героем.

Что мы видим? Улики могут быть самыми разными, как по времени появления, так и по типу.

1. Три основных типа улик

Физические. Это широкий диапазон фактических улик: от отпечатков пальцев, до анализа ДНК. Следователь может бесконечно копаться в личных вещах жертвы или подозреваемого, просматривать фотографии или осматривать место преступления. Но в большей степени «физическими» уликами (сбором данных и анализом) занимаются криминалисты.

Речевые. Подсказки можно получать и из диалогов с участием любого из персонажей истории. Что и почему говорит персонаж, что им движет? Здесь уже все будет зависеть от того, насколько тонким психологом окажется ваш следователь.

Тематические. Детективный жанр существует давно, и за это время в нем выработались свои правила и принципы. Опытный зритель догадается, что если в темной-темной комнате человек в темных-темных очках будет заниматься чем-то подозрительным — ну, наверное, это и есть преступник. Конечно, многие авторы обыгрывают эти клише и умудряются «обмануть» ожидания зрителей, но по большей части все по-прежнему делится на белое и черное. Проще говоря, этот тип улик зависит уже от мастерства автора, и его умении работать в заданном жанре.

2. По временной шкале

Некоторые улики производят моментальный эффект, а некоторые — созданы на перспективу. Поэтому их можно еще раз поделить на «моментальные» и «перспективные». Первые — двигают историю дальше, вторые — создают саспенс.

Моментальные:

На очках жертвы обнаружены отпечатки одного из подозреваемых.

Перспективные:

Мы не узнаем результаты вскрытия до самых последних сцен, когда следователь начнет последовательно предъявлять обвинения.

Сценарист должен уметь обманывать своего зрителя, одновременно развлекая его и ведя в заведомо ложном направлении.

3. По очевидности

И чтобы никому не показалось мало, вот еще одно деление. На этот раз на «явные» и «скрытые».

Явные:

Грязь особой субстанции под ногтями жертвы. Мимо такого факта не пройдет ни одно расследование.

Скрытые:

Жертва одета в синий комбинезон. Возможно, это что-то значит…. Впрочем, не всегда.

4. Мастерство спортивного дезориентирования 

Как и фокусник во время представления, сценарист должен уметь обманывать своего зрителя, одновременно развлекая его и ведя в заведомо ложном направлении. Однако, в отличие от сценических трюков, в детективе нужно так построить историю, чтобы зрителю показалось, что обрати он внимание на небольшую деталь, он и сам мог бы разгадать преступление.

Фокусники работают в ограниченном пространстве, где аудитория может убедиться, что он ничего не прячет в рукаве. У сценариста диапазон действий гораздо шире. История — это не закрытое пространство. Улики, в этом случае, должны появляться раньше, чем они сыграют свою роль.

Представьте себе распространенную ошибку:

— Я невиновен!

— Да-а-а-а?! А как же окровавленный платок, который нашли в вашем шкафу?! Анализ показал, что кровь принадлежит жертве!

Раньше, в предыдущих сценах, мы знать не знали ни о каком платке. Вот и выходит, что улика появилась из воздуха. А история, которая переполнена вот такими вот ошибками — никогда не будет успешной.

 

Вот еще несколько распространенных ошибок и советы, как их избегать:

— Остерегайтесь банальности. Подсказки, начертанные кровью убитого, штормовые предупреждения в день убийства, подозреваемый, с оговорками по Фрейду — все это и многое другое можно перечислять бесконечно.

— Не перемудрите. Если ваша жертва таки собрала последние силы и начертила что-то собственной кровью, убедитесь, что это не шестеричный код.

— Избегайте неоновых вывесок. Если улика — перочинный нож — сделайте так, чтобы не только у потенциального убийцы было это орудие. Иначе разгадать такое преступление не составит труда и двенадцатилетнему ребенку.

— Не слишком умничайте. Помните, что ваш сценарий — не текст для посвященных. Если вы используете профессиональный сленг или научные темы, убедитесь, что вы должны образом «образовали» своего зрителя.

— Избегайте наглой лжи. Запутать следователя — это одно, но заставить его ошибаться так, чтобы он даже не мог определить орудие убийства — совсем другое. В этом случае вы обманываете не только своего героя, но и зрителя. Они вам этого не простят.

— Оправдывайте ожидания. Если история начинается с того, что следователь чистит свое табельное оружие, убедитесь, что в конечном итоге ему предстоит из него стрелять.

— Будьте честными. Если в течение всей истории следователь постоянно натыкается на новые улики, а для разгадки использует лишь одну из них — зритель посчитает, что его надули.

— Не нужно быть слишком очевидными. Если улика явная, и не подразумевает другой интерпретации, сделайте так, чтобы это понимал и следователь. История не сработает, если расследование будет «тормозиться» из-за многочисленных проверок очевидных фактов.

— Не разбрасывайтесь уликами. Улик должно быть много, это понятно. Но не следует их высыпать в одну кучу в первой же удачной сцене. Разместите их равномерно на протяжении всей истории.

Реклама