Лора Кросс,

редактор, консультант
В жизни мы редко говорим то, что думаем и чувствуем на самом деле – потому что боимся обидеть, показаться слабыми или смешными. Так же поступают персонажи в хороших фильмах. Приберегите откровенность для кульминационных сцен, когда все маски сброшены и чувства накалены до предела. В остальных случаях – прячьте мысли и чувства героев в подтексте.
Играть в открытую – скучно! Гораздо интереснее вести со зрителем тонкую психологическую игру.

Подтекст – обязательный элемент хорошего диалога.  Скрытый смысл реплик, не высказанная героями напрямую правда – заставляют зрителя вникать в разговор и таким образом вовлекают в историю.  Если ваши герои выбалтывают зрителю все, что думают, он останется всего лишь безучастным свидетелем происходящего.

Прежде чем писать диалог, подумайте, какой между вашими персонажами конфликт и что они могут потерять, раскрыв свои истинные чувства и намерения. В приведенной ниже сцене из фильма «Непрощенный» (Unforgiven) обоим персонажам: проститутке Дилайле, которую порезал клиент, и наемному убийце Манни, тоскующему по погибшей жене,  – слишком сложно говорить в открытую:

 

ДИЛАЙЛА

Двое ваших друзей… они пользовались в счет долга…

 

МАННИ

В счет долга?

 

ДИЛАЙЛА

Бесплатно.

 

МАННИ

Бесплатно?

 

ДИЛАЙЛА

Элис и Силки предоставляли им…  услуги.

 

МАННИ (сконфуженно)

А, ну да.

 

ДИЛАЙЛА (робко)

Может, вы тоже хотите… бесплатно?

 

МАННИ (отводя взгляд)

Я? Нет.  Наверное, нет…

 

ДИЛАЙЛА (скрывая, что задета)

Я не имела в виду, со мной. Элис и Силки вас обслужат, если хотите…

 

 

Вот шесть способов создавать диалоги с подтекстом:

 

1. Действие вместо ответной реплики. Если один персонаж говорит: «Я тебя люблю», то другой в ответ может влепить ему пощечину, начать читать газету, выйти из комнаты, смутиться…

2. Смена темы. Персонаж может избегать прямого ответа, как в этой сцене из «Основного инстинкта» (Basic Instinct):

 

КЭТРИН

Она помогла мне понять, что такое тяга к убийству.

 

НИК

Разве вам об этом не рассказывали в университете?

 

КЭТРИН

А ты вот точно знаешь, что такое тяга к убийству, да, стрелок? И не в теории, а на практике.

 

 

3. Намек вместо прямого высказывания. Стройте диалог так, чтобы зритель мог задуматься, что же герой имеет в виду. В качестве примера приведу знаменитую фразу из «Крестного отца» (The Godfather): «Я сделаю ему предложение, от которого он не сможет отказаться».

4. Метафоры. Вспомните «Молчание ягнят» (The Silence of the Lambs): «Лети обратно в школу, малышка Старлинг… лети, лети, лети». Или этот диалог из «Криминального чтива» (Pulp Fiction):

 

РИНГО

Что в кейсе?

 

ДЖУЛС

Грязное белье моего босса.

 

РИНГО

Босс заставляет тебя стирать ему белье?

 

ДЖУЛС

Когда нужно.

 

РИНГО

Фиговая у тебя работенка.

 

ДЖУЛС

Представляешь, я об этом же думал.

 

 

5. Фразы с двойным смыслом. В фильме «Влюбленный Шекспир» (Shakespeare in Love), лежа на кушетке в кабинете своего астролога, Уилл говорит: «Я потерял свой дар. Словно перо сломалось. Будто иссох сам орган моего воображения и гордая башня моего гения сокрушена».

6. Ответ вопросом на вопрос. Часто эту технику используют, когда персонаж пытается что-то скрыть, не хочет прямо говорить, что думает. Как, например, в фильме «Лучше не бывает» (As Good as It Gets):

 

САЙМОН

Мистер Удалл… простите, вы видели Верделла?

 

МЕЛВИН

А как он выглядит?

 

Теперь ваша очередь: как вы встраиваете подтекст в диалог?

