Эрик Овермиер,

сценарист («Закон и порядок», «Убойный отдел», «Прослушка»)

Если животные руководствуются биологическими инстинктами, то поступкам людей всегда можно найти разумное объяснение. Это, в первую очередь, важно в детективном жанре, где все действия нужно аргументировать. О том, как наделить персонажей внятными мотивами — в статье Эрика Овермиера.

У
Убить — не вопрос! Вопрос — зачем убить?

«Найдите мотив и вы найдете преступника» – это ключевая фраза любого детективного жанра или поджанра. Ведь на любом судебном процессе у обвинения три составляющие: мотив преступления, способ и ситуация, при которой оно стало возможным. Каждый из них нужно доказывать отдельно.

Если вы работаете в детективном жанре, вам приходится, с одной стороны, легче – поскольку все можно придумать, но с другой – придумывать придется не только мотив убийцы, но и разработать мотивацию для всех действующих лиц.

Все чего-то хотят!

В плохих сюжетах мотив играет роль «приманки»: три человека подозреваются в убийстве. Но кто же из них спустил курок? А в хорошем – у каждого есть мотив. Любой, даже тот, кто долгое время находится «за кадром» может быть потенциальным убийцей. Персонажи в таком случае – не просто «куклы», танцующие вокруг трех подозреваемых – они все руководствуются своими мотивами.

Чтобы разобраться в этих мотивах, нужно задавать себе вопросы о каждом, абсолютно каждом из персонажей.

Убийца

Этот человек, разумеется, обладает самой явной целью – убить свою жертву. Если это не случайное, серийное убийство – преступника и жертву, скорее всего, связывают события в прошлом. И даже если убийство «случайное», у жертвы, наверняка, есть какое-то качество, ценность или особенность, которая послужила причиной гибели.

И вопросы, которые вы должны задавать себе об убийце не должны касаться лишь самого очевидного: «Почему он убил жертву?». Их, на самом деле, гораздо больше:

— Почему убийство произошло именно сейчас? Почему совершено именно убийство, а не что-то менее тяжкое? Был ли у убийцы другой выход?

— Почему убийца не пришел с поличным сразу после преступления? В реальной жизни многие убийства происходят на нервной почве, в результате порыва страсти – такие преступники, как правило, признаются в содеянном. Почему этот убийца так долго скрывал правду?

— Если убийца содействует со следствием, почему? Если он мешает следствию, почему?

— Что им движет, когда он решает жить так, будто ничего не произошло?

Некоторые вопросы могут показаться вам простыми. Например, почему не признался? Конечно, в тюрьму не хочется никому…. Это нормально, когда ответы настолько простые, но не стоит забывать, что ваш преступник должен к ним прийти и дальше действовать согласно этим принципам.

Жертва

Мало кто хочет умереть насильственной смертью. Желать собственной смерти в 99 случаев из 100 – бессмысленная и неперспективная затея. Но почему именно этот человек был убит? Что в нем такого, что заставило другого человека его убить?

— Почему жертва не почувствовала опасность? Почему не искала способ решить все мирным путем? Почему не искала помощи?

— Почему жертва порой пишет кровью не имя убийцы, а какой-то шифр?

Следователь

— Почему он стал следователем и почему работает именно над этим делом?

— Почему он решает довести дело до конца, а не передать коллеге или отправить его в архив?

— Хочет ли он раскрыть дело, или преследует личные цели?

— Как он общается со свидетелями? Чем обусловлен такой стиль?

— Как к нему относятся сослуживцы? Почему именно так?

— На каком этапе карьеры он появляется в истории? Верит ли он в то, чем занимается?

Помощник следователя

Как правило, это либо комичный, либо трагичный персонаж. Его поведение тоже нужно объяснить. В зависимости от его роли, нужно понять, как он ведет себя в различных ситуациях. Почему, например, он работает именно с этим следователем?

Свидетели

— Почему одни – активно сотрудничают со следствием, а другие – нет? Чем они занимались и почему, когда произошло убийство?

— Почему некоторые высказываются в пользу мертвого человека, а не оправдывают живого подозреваемого? Почему некоторые действуют наоборот?

— Почему свидетели сотрудничают со следствием даже когда это чревато для них серьезными последствиями?

Эксперты

Следователи часто зависят от людей, которые проводят экспертизы (криминалисты, судмедэксперты и т.п.). Почему эти эксперты выбрали свою профессию? Какие у них отношения со следователем? Как они относятся к преступности? Почему иногда врут, утаивают факты?

Подозреваемые

— Как влияет попадание «в список подозреваемых» на отдельных людей? Как это отражается на их показаниях, действиях?

— Если у них есть возможность очистить свое имя, почему они этого не делают? Если они подозревают другого человека, почему не указывают на него следователю?

— Почему они бурно или, наоборот, меланхолично реагируют на обвинения?

Все прочие

Не все в детективных историях выбирают «плохую» или «хорошую» сторону. Есть масса второстепенных и незначительных персонажей. Они позволяют создать мир истории, где все движется и пересекается. Многие авторы не отводят им серьезную роль, поскольку опасаются, что они «отнимут время» у главных героев, или к ним привяжется зритель. Но если вы решите расписать их более подробно – не забудьте задать себе те же вопросы, что и про других персонажей.

Реклама