Дэвин Ватсон,

сценарист, продюсер («Комната страха», «Проклятые»)
Чтобы придумать сюжет фильма в жанре хоррор, сценарист должен понимать, как и почему возникает страх. О том, что необходимо знать о природе этого чувства и как превратить собственные страхи в источник вдохновения, — в статье сценариста и продюсера Дэвина Ватсона.
Не бойтесь, когда из подсознания выскакивает нечто темное и уродливое

Так что же такое страх? Если вы читаете эту статью, то подозреваю, что хоть раз в жизни вы испытали это чувство. С точки зрения физиологии, страх — это реакция организма на угрозу, реальную или воображаемую, один из элементов биологического механизма, заставляющего нас действовать — драться или убегать. В кровь впрыскивается адреналин, сердце начинает биться быстрее, зрачки расширяются, все чувства обостряются.

Страх — естественная реакция. Но дело не только в физиологии. Страх вызывает сильные эмоции, которые могут заставить обычного, спокойного человека пойти на иррациональные, неразумные действия.

Давайте посмотрим, чем может быть вызван страх, и задумаемся, как можно эти причины использовать в сценариях.

 

Неизвестное

Все страхи так или иначе связаны с основным — страхом неизвестного. На протяжении всего фильма «Горизонт событий» единственный ответ Доктора Вейра на просьбу объяснить непрекращающиеся сигналы от корабля, который должен был погибнуть, — это «Я не знаю». От этих трех волшебных слов у зрителя сразу же бегут по спине мурашки. Ведь он видит, слышит и знает то же, что и герои. Правда о том, что случилось с экипажем и что вообще произошло, открывается только в самом конце фильма.

Страх вызывает сильные эмоции, которые могут заставить обычного, спокойного человека пойти на иррациональные, неразумные действия.

Рассмотрим пример из реальной жизни: эпидемию СПИДа. В начале 1980-х ученые знали о СПИДе гораздо меньше, чем сейчас. Из-за этого распространялись слухи, что можно подхватить ВИЧ-инфекцию через простое рукопожатие. Когда вирус исследовали, появились государственные образовательные программы, объясняющие, как передается ВИЧ и какие контакты являются безопасными.

К сожалению, многие из слухов и страхов привели к волне необоснованного насилия, направленного против тех, кто был заражен ВИЧ или же являлся лишь возможным носителем вируса. Из-за недостатка понимания и нарастающего беспокойства по поводу этой смертельной болезни многие реагировали неадекватно.

Этот страх неизвестного отразился в ремейке фильма «Муха», снятого Дэвидом Кроненбергом в 1986 году. В то время как люди панически боялись пандемии СПИДа, Кроненберг создал фильм о человеке, который жутким образом меняется под влиянием неизвестной болезни.

Режиссер отрицает, что происходящее с главным героем — метафорическое описание СПИДа. Но когда фильм вышел, именно эта мысль была у всех на уме, и именно этот страх привел так много зрителей в кинотеатры.

Это контрастировало с идеей оригинала, в котором темой была наука, сбившаяся с истинного пути. В результате «Муха» оказалась злободневной картиной: нисколько не подвергая себя опасности, зрители стали свидетелями долгого и мучительного превращения Сета Брандла в ужасного монстра.

 

Темное «Я»

Признаем мы это или нет, в каждом человеке есть темное начало. Карл Юнг называл его нашей тенью. В его понимании это был источник всех злых намерений человека, которые, поднимаясь на поверхность, реализуются в виде действий.

Именно это породило мысль о том, что злейший враг любого человека — это он сам, а внутри каждого из нас сидит страшный монстр. Классический пример из кинематографа — Норманн Бэйтс из фильма «Психоз». В реальности многие серийные убийцы и маньяки воплощают этот принцип — их кошмарные деяния скрываются за тонкой маской с доброжелательной улыбкой. Часто, закончив сценарий, я сам замечаю в нем отголоски этой темы — нашего темного «Я».

Не бойтесь, когда из подсознания выскакивает нечто темное и уродливое. Часто из этих мыслей рождаются отличные фильмы ужасов. Юнг говорил, что у всех есть темная сторона и страшно не то, что она иногда проявляется, а то, что иногда мы не осознаем этого.

Если вы обнаружите свой страх и создадите на его основе историю, обязательно найдутся люди, которые боятся того же, чего и вы.

 

Обуздайте страх

Чтобы обуздать страх, нужно сначала распознать его, а потом понять, почему он у вас есть. Скорее всего, если вы обнаружите свой страх и создадите на его основе историю, найдутся люди, которые боятся того же, чего и вы.

Попробуйте выписать все, что вас пугает. Не обязательно все использовать в одной истории, но это поможет вам разобраться в себе….

Позвольте поделиться с вами историей об одном из своих страхов. В детстве меня безумно напугал фильм «Чужой». И, судя по его кассовым сборам, я был не одинок. В этом фильме было что-то отвратительное, пугающее. Вспомните ту штуку, похожую на большую руку, которая хватала за лицо и обвивала хвостом шею жертвы. Она погружала людей в кому, а потом откладывала у них в груди личинку.

Просыпаешься, чувствуешь себя нормально, только горло чуть-чуть болит. А через несколько часов ты уже бьешься в конвульсиях, грудь взрывается и из твоего тела выползает новое существо. Оно использовало человека в качестве инкубатора, росло в нем, и вот родилось, разорвав грудь.

Позже, во время поиска материалов для сценария, я узнал, что в природе действительно существуют подобные животные, которые, видимо, и вдохновили создателей «Чужого». Например, браконида и желудочный овод. Из этой парочки особенно страшно было читать про желудочного овода. Яйца, которые он откладывает, прикрепляются к тропическим комарам и отсоединяются, когда рядом оказывается теплая человеческая кожа. Под действием температуры личинки вылупляются из яиц и начинают проникать под кожу. Они оставляют лишь небольшую дырочку, через которую дышат. Питаясь телом хозяина, личинки разрастаются до размеров в несколько сантиметров. Их тела унизаны шипами, поэтому просто вытянуть овода из-под кожи нельзя. Я нашел десятки отчетов о том, как личинок овода извлекали из спин, рук, грудей и черепов ничего не подозревавших жертв. Это реальность!

Я понял, что пугает меня, и это помогло мне понять свою аудиторию на более глубоком уровне, достоверно передать свой ужас, свой страх и в то же время развлечь их.

Я заметил свою реакцию и подумал, что другие могут разделить мои эмоции. Я просто обязан был задействовать этих маленьких монстров в своем следующем рассказе. Я немного пофантазировал, и в герое моего рассказа поселилась не одна личинка, а целая стая. Рассказ одновременно и пугал и развлекал людей. А когда они узнавали, что такие оводы действительно существуют, страх только усиливался. Они понимали, что это не мои выдумки, а реальность, с которой они могут столкнуться, если не будут осторожными.

Прием подействовал: я понял, что пугает меня, и это помогло мне понять свою аудиторию на более глубоком уровне, достоверно передать свой ужас, свой страх и в то же время развлечь их.

 

Использование страха

И как же использовать наши знания о страхе в сценариях? Помогут напряжение и саспенс. Сценаристам фильмов ужасов сложнее, чем работающим над драмами или боевиками: мы должны создать напряжение как можно раньше и продержать его на протяжении всего фильма. Над этим нужно специально работать, но оно того стоит.

Где взять идеи? Вот с этим вам никто не поможет — вы же сценарист. Идеи могут появиться откуда и когда угодно. Лично я их нахожу, просто наблюдая за окружающим миром. Держите глаза и уши открытыми, и вы сможете набрать достаточно информации, чтобы слепить хорошую историю.

Иногда мы придумываем сценарий целиком и сразу. Но это происходит крайне редко, так что не рассчитывайте на то, что сможете просто сидеть на диване целый день и получать «из космоса» новые мысли. После того, как вы обнаружите идею, поиграйте с ней, чтобы понять, достойна она работы или нет. Извините, если разбиваю чьи-то фантазии, но по-другому бывает крайне редко.

Реклама