Дженнифер Ван Сижл,

редактор, преподаватель сценарного мастерства
Помните лепестки роз в «Красоте по-американски», летящих птиц в «Побеге из Шоушенка», или любимое растение убийцы в «Леоне»? Эти метафоры остаются с нами даже после того, как мы забываем все остальные детали сюжета. О том, как использовать эти выразительные средства в сценарии — в статье редактора Universal Дженнифер Ван Сижл.
Некоторые метафоры из фильмов настолько популярны, что уже превратились в объекты пародий.

Метафоры всегда исполняют роль своеобразного визуального синопсиса и обладают невероятной эмоциональной силой. Часто хорошие визуальные метафоры попадают на постеры к фильмам и мгновенно захватывают наше внимание, передают смысл истории в одном кадре.

Расширенные метафоры, которые сопутствуют герою на протяжении всего фильма, могут нести огромную смысловую нагрузку. Гибкость этого выразительного средства позволяет сценаристу добавить осмысленное визуальное сопровождение истории, которое можно сравнить с «визуальным саундтреком».

Два типа метафор

В большинстве сценариев используется два типа метафор: статические и динамические.

Значение статической метафоры постоянно и понятно. Например, красный цвет символизирует сексуальность. Обычно эти метафоры используются для характеристики какого-либо персонажа. С другими выразительными средствами такая метафора не взаимодействует, и ее драматическое воздействие ограничено.

А вот динамическую метафору выстраивают так же, как второстепенную сюжетную линию. У нее есть начало, середина и конец. Ее значение понятно после первого использования и с каждым следующим появлением автор развивает ее все больше. Она часто используется в отношении к нескольким персонажам и появляется в новых ситуациях и местах действия. Именно поэтому она и обладает таким значением: эта идея проходит через линии нескольких персонажей, она противопоставляется другим идеям, нам напоминают о ней на протяжении всего фильма.

В роли динамической метафоры может выступить что угодно: целое здание, предмет одежды или реквизита. В любом случае, каждый раз, когда она соотносится с новым персонажем, мы узнаем о нем что-то новое, сравниваем его с другими персонажами фильма.

Особенно полезно использование метафор для того, чтобы раскрыть зрителю внутренний мир героя. Метафоры позволяет сделать это ненавязчиво, незаметно для самого персонажа. Это наполняет фильм психологической правдой и раскрывает персонажа интереснее и легче, чем большинство других техник.

Раскрытие метафоры прописывается отдельной сюжетной линией. Каждое ее появление должно быть не случайным, а четко спланированным. Это инструмент по воздействию не уступающий действиям и репликам персонажей.

Посмотрим, как динамические метафоры были использованы в двух классических американских фильмах: «Из Африки» (Out of Africa) и «Связь» (Bound). В обоих примерах метафоры использованы для того, чтобы искусно передать абстрактные идеи и показать изменение персонажа без лишних диалогов.

Первый пример — оскароносный фильм Сидни Поллака «Из Африки», снятый по сценарию Курта Людтке.

Метафора: белые перчатки слуги

Первое использование. В первом акте главная героиня, Кэрен Бликсен прибывает в Кению в 1913 году и селится на ферме посреди пустоши. Она нанимает в качестве слуги молодого кенийца по имени Кикую и надевает ему на руки белые перчатки. Это происходит на 27 странице сценария.

Этим действием сценарист обнажает внутренний конфликт героини, ее конфликт с окружающей средой. Кэрен только что вышла замуж ради титула и теперь пытается привнести европейские аристократические порядки в жизнь своей африканской фермы.

Разрыв между Карен и средой, в которой она живет, показан через отношение Кикую к перчаткам: он смотрит на них, как будто видит впервые и не понимает, что это.

Второе использование. Во втором акте Дэнис, любовник Кэрен, приходит к ней на ужин. Он смеется над тем, как неуклюже слуга в белых перчатках обращается с бутылкой вина. Эта сцена подчеркивает разницу между тем, как Кэрен и Дэнис воспринимают местных жителей и европейские социальные нормы. Несмотря на вызов, брошенный ее ценностям, Кэрен все еще настаивает на том, чтобы слуга носил перчатки, что показывает, что она все еще чужая в Африке.

Последнее использование. В одной из последних сцен фильма мы узнаем два важных факта: во-первых, ферма Кэрен разорилась, а значит ей придется покинуть Африку. Во-вторых, Кэрен изменилась. Чтобы показать эту перемену, сценарист возвращается к метафоре перчаток. Кэрен снимает со слуги перчатки и говорит: «Нужно было давно это сделать». Несмотря на финансовый провал, она выросла внутренне. Она отбросила аристократические идеалы и приняла ценность равенства, которую в фильме представляет Дэнис.

Если бы перчатки были использованы лишь однажды, эта метафора не имела бы такого веса. Финальное действие сработало, поскольку они появлялись на экране на протяжении всего фильма. Сначала они символизируют те ценности, с которыми Кэрен прибыла в Африку. Во второй раз — разрыв между ценностями Кэрен и Дэниса. А в последний раз — перемену, произошедшую с Кэрен.

Самое важное требование для успешного использования динамической метафоры — четко показать в момент первого появления символа (обычно в первом акте), что он значимый, неслучайный. Также как в первом акте показывается «нормальный» мир героя, можно установить начальное значение метафоры — точку отсчета. Если сценарист в дальнейшем повествовании использует найденную метафору сознательно, то в его распоряжении появляется очень мощный инструмент.
 

«Связь»

В фильме «Связь» братьев Вачовски в качестве символа власти используются садовые ножницы. Тот, у кого они в руках, контролирует ситуацию. Кроме того, что они символизируют власть, они еще и ассоциируют власть с жестокостью.

Первое использование. В первом акте Сизар, гангстер средней руки, наблюдает за своим боссом, когда тот пытает садовыми ножницами бухгалтера-жулика. Каждый раз, когда бухгалтер отказывается говорить, босс отрезает ему палец.

Второе использование. Во втором акте многое изменилось: Сизар подозревает, что его жена виновна в пропаже денег. Он считает, что в этом также замешана ее подружка — Корки. Сизар решает применить методы своего босса и угрожает предательницам теми же садовыми ножницами.

Использование ножниц показывает, что Сизар достиг такого же уровня жестокости, как и его босс, которым он восхищается. Он может подавить в себе все человеческие чувства, даже по отношению к своей жене. Эта сцена показывает нам, насколько зол антагонист, и усиливает наше сочувствие героиням.

Последнее использование. В третьем акте Сизар пытается убить героинь. Он связывает подружку своей жены и оставляет ее в шкафу. И, несмотря на то, что ему пришлось убить крестного отца мафии и его сына, похоже, что он выйдет сухим из воды. И в тот момент, когда кажется, что все пропало, связанная девушка видит на полу оставленные садовые ножницы и освобождается.

Как только Корки поднимает садовые ножницы, это сразу же показывает смещение баланса сил в сторону заговорщиц. В руках антагонистов, ножницы олицетворяют жестокость, а в руках героини — свободу и справедливость.

 

В обоих фильмах метафора была использована трижды. Один раз в каждом из актов. Каждый раз она играла значительную роль в одной из поворотных сцен. Каждый раз мы понимаем ее значение, поскольку она была хорошо заявлена в первом акте.

Иногда легче поместить героев в новое место действия и дать им новый реквизит. Однако если вы задумаетесь над тем, как использовать уже существующие в истории значимые символы и рассмотрите одну метафору в динамике, вы можете обогатить сценарий новыми смыслами и сделать персонажа глубже. Зритель начинает сравнивать использование одного символа и активно разгадывать смысл рассказанной истории. Жертва Сизара могла найти в шкафу сотовый телефон, но использование ножниц — более сильный ход. Повторное использование усиливает драматическое значение символа.

Хорошие метафоры обычно возникают в истории естественным образом. Часто это случается на последних этапах работы, когда сюжет уже устоялся и написано несколько драфтов. После того, как хорошая метафора найдена, полезно проследить ее развитие, также как вы это делаете с основным сюжетом или второстепенными сюжетными линиями. Слишком большое количество символов мешает истории развиваться, но их умеренное использование позволяет сделать впечатление от просмотра более насыщенным, а персонажей более живыми.

Кем был бы «Гражданин Кейн» без розового бутона?

Реклама