Кэролин Кауфман,

доктор психологических наук, консультант студий Constantin Film и Miramax

В голливудских фильмах часто встречаются персонажи, поступки которых кажутся нам абсолютно нелогичными. Доктор психологических наук, консультант студий Constantin Film и Miramax Кэролин Кауфман проанализировала 4 самых распространенных из них и выяснила, что поведение героев полностью соответствует психологии человека.

Зачем спускаться в темный подвал с неработающим фонариком?

Нам часто кажется, что многое из того, что мы видим на экране, не бывает в «реальной» жизни. Но на самом деле в некоторых поступках киногероев действительно есть рациональное зерно. Я выбрала 4 самых распространенных, на мой взгляд, клише из голливудских картин и нашла в поведении героев полное соответствие психологии человека.

 

Медленные хлопки

Это один из самых распространенных приемов в фильмах. «Медленные хлопки» появляются так часто и в столь многих жанрах, что попали в сборник:

Сила этого приема заключается в способности медленными хлопками склонить мнение толпы в свою сторону. Часто все происходит следующим образом: протагонист говорит пронзительную речь в духе «я просто хочу быть честным перед вами и перед собой». Затем все смотрят на него с недоумением (будто никто и никогда не слышал правды). И тут кто-то один начинает медленно, но ритмично аплодировать герою. И по какой-то причине все остальные понимаются с места, и одинокие хлопки перерастают в бурные овации. Другими словами – мнение аудитории меняется полностью, и все это – из-за одного неизвестного, чьи действия оказывают такое убедительное влияние.

Как это объясняют психологи:

Даже самые упрямые и независимые люди легко попадают под влияние толпы. Один из наиболее известных исследователей психологии толпы, Гюстав Ле Бон, предположил, что, когда люди объединяются в группу, они начинают идентифицировать себя с группой в целом, а не как личности. Мнения толпы становится мнением каждого отдельного человека, как массовый гипноз. В группе каждое действие заразительно до такой степени, что отдельные индивидуумы жертвуют своими личным интересами ради коллективного. Проще говоря, в группе люди способны на поступки, которые могут противоречить их собственным убеждениям или желаниям.

Вот один из экспериментов: человек заходит в лифт, где уже едут люди, которые одновременно отворачиваются лицом от двери. Через какое-то время «испытуемый» неминуемо повинуется этому влиянию и тоже поворачивается, чтобы быть «как все».

Но почему, тогда, один «хлопающий» вызывает такую реакцию? Любое изменение в поведении человека в толпе оказывает волновой эффект на коллективное сознание и может определить мысли и мнения остальных членов группы.

Вывод: один человек, хлопающий в толпе, действительно может вызвать такую же реакцию у всех остальных, потому что они подсознательно служат интересам группы.

 

Морализаторство перед зеркалом

esquizofrenia

Как часто мы видели такое: главный герой умывает лицо в раковине и внимательно рассматривает свое отражение в зеркале. Обычно это случается, когда персонаж сталкивается дилеммой, когда перед ним встает сложный «моральный выбор».

Помните, как в «Криминальном чтиве» Винсент Вега перед зеркалом убеждает себя не спать с Мией Уоллес? А Голум («Властелин колец»), глядя в свое отражение, решает не убивать Сэма и Фродо? Главные герои последовательно используют зеркало, как некий «моральный компас».

Со стороны это выглядит, как минимум, глупо. Ведь большинство людей не разговаривали со своим отражением с тех пор, как были детьми. Да и в детстве мало кто этим занимался.

Как это объясняют психологи:

Ученые исследовали группы взрослых и детей, чтобы определить, как влияет отражение в зеркале  на поступки людей.

Во время празднования Хэллоуина возле двух домов поставили коробки с конфетами. Возле дома «А» рядом с коробкой установили зеркало, а возле дома «Б» – ничего. Как показали исследования, дети смело воровали конфеты из коробки «Б», а коробка «А» (с зеркалом) осталось нетронутой.

Взрослым предложили такой же тест, только с «бесплатными» газетами. Они показали практические такие же результаты. Получается, возможность посмотреть на свое отражение действительно влияет на принятие решений, связанных с моралью.

Вывод: Отражение в зеркале (или на любой другой поверхности) действительно способно «откалибрировать» нашу личность. И если перед вами стоит сложный выбор – можно посмотреть на свое отражение и принять более «морально-правильное» решение.

 

Женщины в беде

Наверное, это наиболее «дискриминирующее» клише кинематографа. Основная задача большинства героев-мужчин – спасти девушку из, условно говоря, горящего дома, вынести ее на руках, а потом остаться с ней наедине. Эта схема под разными соусами появилась в сотнях фильмов: «Человек-паук», «Индиана Джонс», «Супермен» и д.р.

Правда ли, что перед лицом опасности женщины превращаются не хнычущих, бесполезных персонажей, которые способны только покорно свисать с плеча главного героя?

Как это объясняют психологи:

Это не совсем так. Ученые установили, что женщины по-другому реагируют на опасности, нежели мужчины. Исследователи измерили активность мозга у представителей обоих полов и выяснили, что перед лицом смертельной опасности у мужчин и женщин активны разные участки мозга.

Мужской мозг показал повышенную активность в тех участках, которые отвечают за «инстинктивные» функции: дыхание и сердечный ритм. Другими словами, в критической ситуации мужчина становится сильнее и быстрее.

У женщин во время опасности включается та часть мозга, которая, в том числе, отвечает за восприимчивость к боли, удовольствие и память. Таким образом, женщины лучше «распознают» опасность, чтобы ее избежать, в то время как мужчины будут слепо наступать на одни и те же грабли.

 

Темные комнаты

Один из самых раздражающих аспектов фильмов ужасов – врожденный идиотизм персонажей. Они спускаются по темным лестницам, заходят в зловеще-темные комнаты, занимаются незащищенным сексом в лесу, в километрах от цивилизации. Большая часть убитых людей в таких картинах – не результат гениальной преступной схемы убийцы, а бестолковость его жертв.  Зачем заходить в дом серийного убийцы с неисправным фонариком? Зачем выдавать свое местонахождение истошными криками «Кто здесь?!».

Как это объясняют психологи:

Несмотря на наличие большого числа фобий почти у каждого из нас, мы способны различать, что некоторые из них – как минимум нелепые. Как только мы начинаем это понимать – страхи отступают. Должно быть вы заметили, что фильмы ужасов, которые пугали вас в детстве, уже не кажутся настолько страшными. Значит, мы уже преодолели те, древние, страхи. Этому способствует ваш опыт и знания, преодоленные ранее страхи.

Более того, как только вы преодолеваете одну из фобий, вы испытываете облегчение. Но если чувство страха берет над вами верх – ваши ощущения могут варьироваться от огорчения до серьезного расстройства.

Именно поэтому мы любыми способами стремимся преодолеть наши страхи. Равно как и герои фильмов, которые спускаются в темные подвалы не для того, чтобы их там убили, а чтобы побороть какую-нибудь фобию и отнести ее к разряду «нестрашного фильма ужасов».

Реклама