Терри Россио,

сценарист (трилогия «Пираты Карибского моря», «Дежа вю», «Шрек», «Маска Зорро», «Легенда Зорро»)

Название вашего сценария — это первое, на что обращают внимание продюсеры и редакторы кинокомпаний. Если оно подобрано удачно, любой захочет прочитать или даже купить вашу работу. О том, как придумать такое название — в статье Терри Россио.

Придумывая название, будьте открыты к предложениям со стороны.

Послушайте циника: когда-то кинобизнес был открытым полем, популярной формой искусства, которая притягивала самых творчески одаренных людей. Они ставили себе все более сложные задачи и достигали невероятных уровней мастерства, превосходили все технические ограничения, стремились к совершенству и оставались при этом честными художниками. Это был Золотой Век кино. Закончился он году этак в восемьдесят пятом.

А теперь мы работаем в развитой индустрии с четкими правилами, кодексами, узкими взглядами на то, что допустимо, а что — нет. Мы работаем по формулам, цинично запускаем в производство нашу продукцию, ни на секунду не забывая о прибыли. Этот бизнес двигается вперед, благодаря своему прошлому. Играет на угасающих воспоминаниях зрителей о славных фильмах былых лет и их надеждах снова увидеть что-нибудь настолько же захватывающее. Но бизнес умеет только развлекать и шокировать. В результате люди выходят из зала с непонятно откуда взявшимся гнетущим чувством того, что все не так как раньше.

Например, взгляните на названия фильмов.

Может быть, вам кажется, что вы можете быстренько придумать название, которое вам по душе и успокоиться. Но все не так просто. Сейчас объясню, почему.

Для фильма о похищении с Мелом Гибсоном в главной роли Джо Рот из «Disney Studios» купил у «Columbia Pictures» название «Выкуп» (Ransom) за $600 000. Больше полумиллиона за одно слово! Интересно, сколько за сценарий заплатили?

Сценарист должен быть готов провести столько времени, сколько потребуется, чтобы придумать единственно возможное название для своего фильма из одного-пяти слов.

Для фильма о службе Деми Мур в пехоте ребята из «Disney» раскошелились на сотни тысяч долларов, чтобы использовать название, зарегистрированное компанией «Hasbro» — «Солдат Джейн» (Несмотря на то, что она служит не в армии, а в отряде «Морских котиков»).

Идет настоящая война… даже за обычные названия. Закончим быстренько с бизнесом, чтобы начать разбираться с творческой стороной.

Деловые соображения

Во-первых, не верьте ни единому моему слову. Я не юрист. Но насколько я понимаю, авторское право на название не распространяется. Однако после того как фильм вышел, название может обрести второе значение — например мы ожидаем, что все фильмы, которые называются «Звездные войны», спродюсированы Джорджем Лукасом. В этом случае «Звездные войны» можно зарегистрировать, как торговую марку и тем самым защитить. В некоторых случаях можно зарегистрировать название, как торговую марку еще до выхода фильма. Но, повторюсь, лучше проконсультируйтесь у юриста.

(Кстати, раз уж мы заговорили о «Звездных Войнах»… когда фильм выходил, студия сочла название ужасным. «Звездные» — это плохо, потому что фантастика была непопулярна, а «войны» — это ужасно, потому что все военные фильмы проваливались в прокате. Каким-то образом фильму удалось преодолеть ограничения своего названия.)

Второй способ защитить название в Америке — это зарегистрировать его в MPAA («Кинематографической Ассоциации Америки»). За триста долларов вы подписываетесь на эту услугу и платите двести долларов за регистрацию десяти названий. Первая компания, зарегистрировавшая название имеет право на его использование. Но это защищает вас только от других членов MPAA. Помимо них в мире есть много других продюсеров.

Название — это ваша первая возможность продемонстрировать, насколько вы понимаете творчество и бизнес.

Каждый из членов MPAA имеет право придерживать за собой до двухсот пятидесяти названий, но крупные студии, от лица которых могут действовать десятки фактических компаний, могут резервировать тысячи названий. Иногда возникают и арбитражные споры. Нас даже угораздило в них поучаствовать на нескольких из своих проектов:

1. «Кукловоды Роберта Хайнлайна» (Robert A. Heinlein’s The Puppet Masters)

Продюсер Чарльз Бэнд несколько ранее выпустил серию ужастиков «Кукловод» (Puppetmaster). Очевидно, множественное число и артикль недостаточно выделяли название. Мы думали и о других вариантах. Из тех, что приходили на ум, самым лучшим было, кажется, «Доминион», но правильным казалось все-таки использовать заголовок оригинальной классической книги. И поклонники Хайнлайна на него бы отреагировали лучше.

В итоге мы решили использовать несколько неуклюжий вариант «Кукловоды Роберта Хайнлайна». Он лучше всего обходил все ограничения. Как вы понимаете, фильмы с названиями «Дракула Брэма Стокера» и «Франкенштейн Мэри Шелли» появились примерно так же.

2. «Дорога на Эльдорадо» (Road to El Dorado)

Первым названием было «Эльдорадо», но оказалось, что в других странах это слово уже достаточно популярно и используется. Возникли сложности с лицензированием, и нам пришлось использовать название «Дорога на Эльдорадо»

3. «Маска Зорро» (The Mask of Zorro)

«Зорро» нельзя было использовать по юридическим соображениям, поэтому мы взяли название «Маска Зорро». Я защищал это название, потому что хотел, чтобы в сборниках кинорецензий «Маска Зорро» шла сразу же после «Знака Зорро» (The Mark of Zorro). Правда потом, мне кто-то подсказал, что фильма «Маска» (The Mask) с Джимом Керри попадет прямо между ними. Вот черт!

Большинство сценариев, которые попадают ко мне на стол (я бы сказал процентов 80) озаглавлены так, что их невозможно даже представить на постере.

Вот и пришло время, наконец, перейти к творческой составляющей.

Творческая сторона

У вашего сценария должно быть идеальное название.

Перечитайте предыдущее предложение несколько раз. Да-да. Я серьезно.

Вам нужно совершенное название. И не только для того, чтобы заинтересовать будущих зрителей. Название — это ваша первая возможность продемонстрировать, насколько вы понимаете творчество и бизнес.

Первое впечатление о вас будет зависеть именно от названия. Поэтому оно должно быть хорошим. Оно должно убедить людей, что вы знаете, чем занимаетесь. Что вы умеете работать со словом, что вы можете отбирать слова и тонко чувствовать, как они воздействуют на людей. Сценарий с плохим названием это сигнал: «Не нанимайте меня, я пока не готов».

Название фильма — это неизбежно серьезный вызов вам. Потому что судить о нем будут так: «Значит, вам кажется, что эта фраза должна быть на всех открытках, плакатах и рекламных щитах. Люди будут выстраиваться в очереди, чтобы увидеть это. Вам кажется, что название прочно запомнится и встанет в один ряд с названиями других великих фильмов в истории кино?»

Позаботьтесь о том, чтобы название соответствовало этим требованиям.

Один молодой режиссер, по имени Рон как-то рассказывал мне и моему напарнику Теду Эллиотту об идее своего фильма. Хорошая идея была. Можно даже сказать, что отличная идея, потому что и у меня, и у Теда появилось чувство легкой ревности: «Почему же я-то до этого не додумался!» Мы искали различные интересные варианты исполнения этой идеи — так нам хотелось приложить к ней руку и сделать ее хоть немножко своей. И вот я спрашиваю: «А какое будет название у фильма?» «О! Названием я особенно горжусь!» — говорит Рон. Набирает воздуха в легкие и со значением произносит: «Фильм называется „Глупый гусь“».

Мы с Тедом переглянулись… Представьте мультяшный звук, которым обычно обозначают, как что-то падает с большой высоты. Мы вмиг поняли, что эта многообещающая идея обречена на провал с таким названием.

Мое суеверие: если через несколько недель работы над историей, сценарием название не приходит само, то, скорее всего, что-то не так с основной идеей.

И, наверное, это самое важное в названии — оно должно звучать, как название!

Большинство сценариев, которые попадают ко мне на стол (я бы сказал процентов 80) озаглавлены так, что их невозможно даже представить на постере. Первая мысль, которая приходит: «Так, название, однозначно, придется менять».

Да, если говорить честно, я помешан на названиях. Мне кажется, что проект — это фикция, до тех пор, пока у него нет нормального рабочего названия. Мое суеверие: если через несколько недель работы над историей, сценарием название не приходит само, то, скорее всего, что-то не так с основной идеей. Многообещающая исходная ситуация, насыщенная различными возможностями для развития темы, через какое-то время сама собой порождает несколько вариантов хороших названий.

Ведь лучшие названия сразу сообщают нам что-то об истории, которую мы собираемся смотреть. Отличный пример — «Назад в будущее» (Back to the Future). Здесь и умная игра слов (мы думаем, что можно улететь назад в прошлое, но не в будущее) и сообщение о задаче, стоящей перед главным героем. Еще примеры: «Охотники за приведениями» (Ghostbusters), «Рискованный бизнес» (Risky Business), «Коматозники» (Flatliners). Все они дают нам понять, о чем будет фильм.

А вот еще пара примеров из истории:

«Грязные танцы» (Dirty Dancing). Фильм начался с названия. Говроят, что одна девушка-продюсер рассказывала своему коллеге о баре, где она танцевала «грязные танцы», когда была тинейджером. Ее друг, тоже продюсер, сразу ухватился за это словосочетание. «Такое название само по себе принесет десять миллионов долларов кассы!» — сказал он. И был прав.

«Раньше премьеры» (Sneak Preview). Так назывался самый первый сценарий, который написали мы с Тедом. Классное название. Нам нравилась идея, что люди будут заходить в кинотеатры и спрашивать, какой фильм они показывают раньше премьеры. Фильм не вышел, так что можете пользоваться этой идеей.

К слову, режиссер Джо Данте ведет список названий, которые он хотел бы использовать и в верхней части списка есть название «Бесплатный попкорн».

Названия, которых нужно избегать

Некоторых названий лучше избегать, потому что они кажутся… проклятыми. Так, логично было бы назвать фильм про Зорро «Легенда Зорро». Но никто так фильм не назовет, потому что все фильмы, которые называются «Легенда о…» проваливаются в прокате.

Название может сделать вас легкой мишенью для критиков.

Не нужно названий с именем Джонни. После выхода «Красавчика Джонни» (Johnny Handsome), «Опасного Джонни» (Johnny Dangerous) и «Джонни мнемоника» (Johnny Mnemonic) пора уже уложить Джонни в кроватку.

Очень много было снято фильмов со словами «Последний» или «Финальный» в названии: «Последний бойскаут» (The Last Boy Scout), «Последний герой боевиков» (The Last Action Hero), «Финальный анализ» (Final Analysis), «Финальный конфликт» (Final Conflict). Тед говорит, что нужно выпустить еще один фильм «Последний окончательный финал» и закруглиться.

«История игрушек» (Toy Story) положила конец серии плохих фильмов со словом «Игрушка» в названии. Так что эти проклятия можно побеждать.

Корм для критиков

Название может сделать вас легкой мишенью для критиков. Хорошенько поразмыслите, стоит ли называть свой фильм «Смерть в воде» (Dead in the Water). Я не понимаю, чем думали авторы фильма «Умереть молодым» (Dying Young). Хорошо хоть, что продюсеры фильма «Любимый в коме» (Coma Guy) вовремя одумались и переименовали его в «Пока ты спал» (While You Were Sleeping). Хоть небольшое, но улучшение.

Может быть и наоборот — если вы назовете фильм «Совершенство», то вы просто напрашиваетесь, чтобы кто-нибудь написал статью под заголовком «Далеко от совершенства».

Да, хороший фильм часто компенсирует сомнительное название. Говорят, что продюсеры «Робокопа» чуть с ума не сошли, пока пытались придумать, как называть фильм, чтобы привлечь более взрослую аудиторию. Им казалось, что «Робокоп» больше подходило для комикса и помешает фильму найти своего зрителя. Но картина оказалась достойной, и название стало казаться крутым, а не глупым.

Литературные названия

Похоже, что одной традиции из прошлого конец все-таки положили конец: было время, когда считалось необходимым, чтобы герой произнес название фильма в какой-то момент, помните? Наверное, последний раз, это требование выполнила Джейн Фонда в своем монологе в фильме «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (They Shoot Horses, Don’t They).

Название фильма также подсказывает зрителю, о чем фильм — оно сидит где-то в подсознании и зритель воспринимает все, что происходит через призму названия.

Да, больше так фильмы не называют. По крайней мере не так часто. Было время, когда такие названия, как «Только у ангелов есть крылья» (Only Angels Have Wings) или «Ветер и лев» (The Wind and The Lion) считались вполне приемлемыми. Сегодня за них пришлось бы сражаться.

Очень редко выходит что-то вроде «Полета над гнездом кукушки» (One Flew Over the Cuckoo’s Nest) или «Молчания ягнят» (The Silence of the Lambs). Но этим фильмам, мне кажется, такие названия очень подходят. Название фильма также подсказывает зрителю, о чем фильм — оно сидит где-то в подсознании и зритель воспринимает все, что происходит через призму названия. Я готов аплодировать за смелость авторам фильмов «Вонг Фу с благодарностью за все! Джули Ньюмар» (To Wong Fu, Thanks for Everything, Julie Newmar), «Чем заняться мертвецу в Денвере» (Things to Do in Denver When You’re Dead) и «Народ против Ларри Флинта» (People vs. Larry Flint). Поблагодарим и авторов фильма «Пацанчики не делают уроков» (My Posse Don’t Do Homework) за то, что они все-таки решили выпустить свое творение в прокат с названием «Опасные умы» (Dangerous Minds).

Известные фразы и строчки из песен

К сожалению, современная тенденция такова, что названия фильмов отходят от литературы к броским фразам и строчкам из песен. Вот примеры названий-фраз: «Жаркий полдень» (High Noon), «Жар тела» (Body Heat), Континентальный водораздел» (Continental Divide), «Французский поцелуй» (French Kiss) и «Наихудший вариант» (Worst Case Scenario). Все они используют устойчивые словосочетания, которые в фильме часто получают несколько иной смысл.

А если вы не можете вспомнить подходящее словосочетание, то возьмите строчку из песни или ее название. Но ни в коем случае не допускайте, чтобы название из песни становилось слишком общим, непонятным.

А если вы не можете вспомнить подходящее словосочетание, то возьмите строчку из песни или ее название. Есть такие фильмы, как «Синий бархат» (Blue Velvet), «На что способна любовь» (What’s Love Got to Do with It). В них музыка играет не последнюю роль, а потому название кажется оправданным. Но ни в коем случае не допускайте, чтобы название из песни становилось слишком общим, непонятным. Например, запоминающееся, редкое название фильма «Полицейский дает два миллиона долларов на чай» (Cop Tips Waitress Two Million Dollars) в свое время заменили на менее описательное и сложное «Счастливый случай» (It Could Happen to You)

Названия-имена

Очень интересно наблюдать за фильмами, для которых выбрали имя в качестве названия. Почему некоторые из них работают, а другие — нет?.. «Билли Батгейт» (Billy Bathgate) — однозначно плохое название, а «Форрест Гамп» (Forrest Gump) — однозначно интересное. Но объясните кто-нибудь, почему задолго до премьеры все ждали фильма с названием «Джерри Магуайр» (Jerry Maguire)?

 

Чтобы подвести итог: сценарист должен быть готов провести столько времени, сколько потребуется, чтобы придумать единственно возможное название для своего фильма из одного-пяти слов. Не сдавайтесь, пока не найдете идеального варианта, ищите снова и снова. Помните, что хорошее название может заинтересовать редактора или продюсера и обратить их внимание на ваш сценарий — и изменить вашу жизнь.

Последним упражнением, иллюстрирующим силу названия, будет следующее: представьте, что вам дали задание, написать сценарий, исходя из заголовка. На самом деле, задумайтесь, что бы вы написали, отталкиваясь от таких названий, как «Назад в будущее» (Back to the Future), «Охотники за приведениями» (Ghostbusters), «Коматозники» (Flatliners), «Жар тела» (Body Heat), «В поисках утерянного ковчега» (Raiders of the Lost Ark), «Рискованный бизнес» (Risky Business), «Открытки с края бездны» (Postcards from the Edge), «Правдивая ложь» (True Lies), «Только у ангелов есть крылья» (Only Angels Have Wings), «Человек, который хотел быть королем» (The Man Who Would Be King).

Будь у вас одно из таких названий, у вас бы не осталось выбора кроме как написать шедевр!

Реклама