Терри Россио,

сценарист (трилогия «Пираты Карибского моря», «Дежа вю», «Шрек», «Маска Зорро», «Легенда Зорро»)
Чтобы создавать провоцирующие инциденты и искусные сюжетные повороты, мы используем стечения обстоятельств и совпадения. Это необходимые инструменты драматургов еще со времен античных трагедий. Терри Россио показывает, как избежать упреков в надуманности сюжета, руководствуясь антропным принципом.
Зритель поверит даже в летающего кота, если действие фильма происходит в Стране чудес

Одно из классических правил использования совпадений гласит: «Судьба (если без судьбы не обойтись) должна всегда быть пособником антагониста». Если герой держит злодея на мушке, и пистолет дает осечку – это драма. Но если осечку дает пистолет преступника, то это воспринимается, как нечестная игра и попытка сценариста облегчить себе жизнь.

Уолтер Паркс (Walter Parks) (сценарист и президент компаний «DreamWorks» и «Amblin») внес в это правило очень разумную поправку. Если персонажу нужно помочь (ну так уж сложилось), то случай должен вмешаться не в самый лучший, а в самый неподходящий момент.

Приведу пример: нашему герою нужно вычислить убийцу. Он испробовал все варианты, но ничего не выходит, он исчерпал все ресурсы и готов сдаться. И вдруг случайно получает подсказку. Это как раз тот счастливый случай, о котором мы говорили. Как же хорошо, что сценарист вовремя помог герою, а то он уже не знал, чем заняться! Это неудачный вариант, ведь подсказка пришла именно тогда, когда она была нужна. Такое благоприятное стечение обстоятельств делает историю надуманной.

А теперь давайте изменим ситуацию: персонаж попадает в логово негодяя. Благодаря случаю, он находит ту же подсказку, но, получая ее, – сам открывается злодеям. Герой кое-что приобрел: улику, указывающую на убийцу, – но за это ему пришлось дорого заплатить. Зритель едва успевает заметить совпадение, потому что оно случилось в худший из возможных моментов. Внимание переключается на героя, которому нужно разбираться с последствиями происшествия.

Судьба должна всегда быть пособником антагониста.

Конечно, есть и исключения из этих правил. Пожалуй, стоит сказать об одном из них. Есть фильмы, в которых судьба практически становится одним из действующих лиц, частью идеи. Вместо того чтобы прятать необычные, забавные стечения обстоятельств, автор с удовольствием выставляет их напоказ. Судьба берет жизнь на экране в свои руки, часто превращая происходящее в комедию. Вот некоторые хорошие примеры использования этой техники: «Женщины на грани нервного срыва» (Mujeres al borde de un ataque de nervios), «Форрест Гамп» (Forrest Gump) и «После работы» (After Hours).

Но по большей части сценаристам приходится долго трудиться, чтобы устранить совпадения, вредные для истории. Один из способов это сделать – сфокусироваться на исходной ситуации, то есть цели героя и его отношениях с другими персонажами в начале истории. Чтобы проиллюстрировать эту идею, используем модель. Итак, дано:

– Персонаж А хочет получить предмет Х

– Персонаж В хочет получить предмет Х

– Персонаж С обладает предметом Х и ненавидит А

– Персонаж D любит В

 

При правильно заданной исходной ситуации все, что нам потребуется – это добавить еще один элемент. Время.

Время дает персонажам возможность действовать и, voila!, история начинает развиваться. Если персонажи идут к своей цели и эта цель рациональна (помните о пирамиде Маслоу?), сюжет не будет казаться надуманным. (В двух словах: Пирамида Маслоу показывает, в каком порядке удовлетворяются потребности человека. Сначала – еда, потом – жилище, потом – общество и так далее вверх по пирамиде.)

Давайте посмотрим, как с течением времени развивается наша исходная ситуация. Происходит следующее:

— В крадет Х

— А спит с В, чтобы получить Х

— С теряет Х

— D ревнует В к А

 

Некоторое время спустя:

— А получает Х

— В чувствует, что им/ей воспользовались

— С дает клятву убить А

— D разочаровывается

 

Еще позже:

— А погибает

— С получает Х обратно, но какой ценой!

— B и D мирятся, и живут счастливо до конца дней своих

 

Исходная ситуация была задана так, что сюжет мог развиваться без добавления новых элементов.

Помните, на протяжении всего времени фильма потребности должны расти и побуждать героя к более активным действиям. Если исходная ситуация не развивается или развивается вяло, нелогично – действие заходит в тупик. И тут в бой готовится вступить Его Величество Случай. Да, допустимо использовать совпадения, но стоит переусердствовать, и вы снова погрязнете в надуманности.

(В качестве отступления… Я думаю, людям на уровне инстинкта нравятся истории, в которых развитие сюжета связано с течением времени. Хороший пример – человек, заблудившийся в пустыне. Если он не найдет воду, то скоро умрет. Чем дольше герой ищет оазис, тем ему хуже.)

Итак, совпадений можно избегать.

Но иногда без везения не обойтись. В этом случае, делайте так, чтобы стечения обстоятельств не казались благоприятными.

Если персонажу нужно помочь, то случай должен вмешаться в самый неподходящий момент.

И вот, наконец, пришло время объяснить название этой статьи. Что же такое антропный принцип? Тысяча чертей, это лучший нейтрализатор совпадений в галактике!

В 1961 году ученый-космолог Роберт Дикке использовал понятие антропного принципа для объяснения невероятного стечения обстоятельств, которое стало причиной нашего появления. Тысячи параметров нашей вселенной идеально сбалансированы. При малейшем изменении любого из них мир распался бы на части.

Как же нам так повезло?

Антропный принцип гласит: «Мы видим вселенную такой, потому что только в такой вселенной мог возникнуть наблюдатель, человек». Антропный принцип указывает на то, что если жизнь существует на одной-единственной планете, то люди, населяющие ее, будут считать, что они не одиноки, что вероятность этого слишком мала.

Вы не поверите, насколько это полезная штука! Антропный принцип позволяет нам превращать стечения обстоятельств в неизбежности. Все, что нужно сделать – это вписать нужное вам совпадение в завязку. Знаю, что это звучит странно и похоже на какие-то мистические учения, поэтому позвольте привести пример.

Из ЗТМ:

Наш герой спасается от негодяев с большими пушками. Его находят на маленьком острове, укрыться там негде. Казалось бы, судьба героя предрешена. Он добегает до пляжа, а там – смотри-ка – лодка! С включенным мотором! Побег удался!

На протяжении всего времени фильма потребности должны расти и побуждать героя к более активным действиям.

Звучит надумано и неинтересно. Герою повезло только потому, что история должна продолжаться. Что же делать? Ведь спасти его с острова нужно обязательно!

Антропный принцип предлагает подумать: «Почему герой убегает?» Ну, потому что на острове негодяи. «Ладно, а как они там оказались?» Приплыли на лодке.

Сделайте так, чтобы лодка оказалась на острове в результате этой погони. Теперь ее побег совсем не кажется надуманным – лодка должна была там быть, а иначе никто бы не гнался за героем!

Вот еще один пример из фильма «Жар тела» (Body Heat). Совершенно случайно Мэтти Уокер соблазнила Нэда Расина — адвоката, который, совершенно случайно, не ладит с окружным судьей. Этот судья изучает завещание, составленное Нэдом, и обнаруживает маленький пункт, по которому все деньги получит Мэтти. Как можно было ожидать такого стечения обстоятельств? В это с трудом верится.

Но позже мы узнаём (одновременно с Нэдом), что, еще до начала их романа, Мэтти знала о конфликтах Нэда Расина с судьей. Оказывается, что это и стало причиной их встречи. Совпадение не было совпадением. Вся последовательность событий была неизбежна. Какой момент! После этого Нэд говорит: «Ее было не остановить».

Антропный принцип — хитрое приспособление для распутывания узлов совпадений.

Вы только подумайте: какова была вероятность того, что из всех людей на Земле именно вы сейчас будете читать эту статью? И именно я буду ее автором?

И что это статья совершенно случайно окажется про сценарии. А вы совершенно случайно сценарист.

Невозможно! Невероятно!

Реклама