Кэти Матинссон,

редактор-консультант, член жюри Nicholl Screenwriting Competition 2009-2011

В начале мая завершился прием сценариев на 25-й международный конкурс Nicholl Screenwriting Competition. Его победителями в разное время становились Сюзанна Грант («Эрин Брокович»), Эрен Крюгер («Звонок», «Трансформеры») и Рэндолл МакКормик («Царь скорпионов 2»). Мы попросили постоянного члена жюри конкурса написать о том, у каких работ нет шансов пройти во второй тур.

Каждый год, примерно в одно и тоже время, я облачаюсь в свою черную мантию, беру свою косу и начинаю подвергать сомнению содержание сценариев. Для меня нет ничего необычного в том, чтобы прочитать сотню или более сценариев, с целью проанализировать их содержание. Поверьте, после прочтения такого количества работ, мне обычно нужно проглотить несколько анальгетиков и приложить холодный лед к своей больной голове. Я также начинаю замечать структуры, которые в сценарии работают, и которые — нет. Вот некоторые наиболее общие (или наиболее раздражающие) ошибки, которые я заметила в сценариях этого года:

«Обычный» сценарий

Вы будете удивлены, в каком количестве сценариев, которые я прочитала, главный персонаж описывается как «обычный» обладатель приблизительно двадцати признаков. Живет в «обычной» грязной холостяцкой квартире. В «обычном» городе. В одном сценарии, который я недавно прочитала, говорится, что история происходит в городе, который «сильно похож на Нью Йорк, но это не Нью Йорк». Как вам такой поворот?

Средний бюджет фильма колеблется от $20 000 000 до $60 000 000. В следующий раз, когда в вашем сценарии будет содержаться что-то «обычное», спросите себя, хотели ли бы вы инвестировать подобную сумму во что-то столь «обычное». Вы писатель. Вы не делаете ничего обычного. Напишите что-то экстраординарное.

Антидепрессант, кого-то напоминает?

Кажется, около трети сценариев, которые я прочитала, рассказывают о борющемся с трудностями молодом писателе: днем он работает в месте, которое ненавидит, его девушка ушла от него, когда его выгнали за плохую работу или он «облажался». Он мечтает стать успешным романистом или сценаристом, но, пока что, никто не признал его гений. Он в депрессии, одинок и сидит дома в субботний вечер, играя …в депрессию. Напоминает кого-нибудь?

Если вы хотите быть успешным сценаристом, напишите о действительно интересном персонаже, который реально делает что-то: либо о неординарном человеке в ординарных обстоятельствах, либо об ординарном человеке в неординарных обстоятельствах. Существует вероятность, что ни один не будет похож на вас.

«Пусть все останется, как есть!»

Или, чтобы быть более точным, не оставляйте «все, как есть». Во многих сценариях, которые я прочитала, содержатся указания, какая музыка должна быть на саундтреках в ключевых моментах фильма. При этом почти всегда писатель называет известные песни. Имеете ли вы представление, как дорого/трудно получить права на музыку в кино? Не вызывайте головную боль у продюсеров и режиссеров. Если Вам так хочется услышать музыку «Битлз», сыграйте ее сами.

Новый супергерой

Знаю, знаю. У вас есть Великая новая идея фильма о супергерое. Вы просмотрели все, начиная от «Человека-паука» до «Человека в железной маске» и наизусть знаете правила жанра. В вашем фильме будет 10 сиквелов, это даст возможность всем создателям этого чуда купить себе домик на пляже в Малибу.

Не хотелось бы вас разочаровывать, но никто не собирается инвестировать в ваш «новый» супергеройский фильм. Единственная причина, по которой Голливуд выпускает подобные проекты, заключается в том, что у них уже есть фаны (читай готовая аудитория), как Вы правильно догадались, читатели комиксов. Поэтому даже не пытайтесь написать кино о новом великом супергерое, которого Вы придумали, с сердцем из фруктового сиропа, а сам он читает мысли, используя твиттер. Въехали? Въехали. Хорошо.

Война и мир

Если ваш сценарий представляет собой опус объемом в более, чем 120 страниц, есть вероятность, что вы вообще не сможете его продать кинокомпании, если только вы не знаменитый сценарист. Почему? На это есть много причин. Во-первых, большинству писателей, которые стоят того, чтобы им платили, не нужно более 120 страниц, чтобы рассказать свою историю. Сценарии имеют четкую структуру и не нуждаются в таком большом пространстве. Также, как я уже упоминала, снимать фильмы дорого. А в больших кинотеатрах владельцы хотят вписаться в определенное количество показов в день, другими словами, чем больше, тем лучше. Они не достигнут своей цели, если ваше кино длится более 2 часов. Сценарий на 120 страниц в кино длится около 2 часов, то есть 1 минута на страницу. Помните это. И еще то, что сейчас сценарий обычно меньше 120 страниц, а комедии и того короче.

И еще одна вещь: если вы предъявили сценарий более 120 страниц, люди, которые будут его читать, могут предположить, что вы не усвоили азов кинобизнеса, что характеризует вас не с лучшей стороны. Не думаю, что когда-то читала сценарий дольше 120 страниц, который не был бы лучше, если бы был короче.

Отвратительно!

Иногда мне кажется, что большинству честолюбивых писателей в голову не приходит, кто читает их сценарии. Да, некоторые из нас — женщины. Некоторые — бальзаковского возраста, кто-то — гей, кто-то — латиноамериканец, кто-то — специалист по ремонту стиральных машин или член какой-нибудь другой группы «меньшинства». Помните, что если вы пишете сценарий, который может оскорбить читателей или вызвать у них отвращение, зрительская аудитория в целом тоже может отвернуться от него.

Что могло бы оскорбить или отвратить читателей в такой мере, чтобы они не приняли ваш сценарий? Безжалостность, вызывающая тошноту, неспровоцированная жестокость, включая брутальные, натуралистические изнасилования, у которых нет реальной цели в истории. Расистские, антисемистские или гомофобные материалы, которые ясно демонстрируют предубеждения, скорее, писателя, чем его персонажей. Не будучи простодушной наивной девушкой, когда я читаю ваш сценарий, в котором вы называете своего персонажа, которому что-то около 50-ти, «старушкой» или «стариканом», вы не радуете меня. Совсем не радуете. Помните, что Бараку Обаме скоро будет 50. Он вам кажется «старым»?

«Но выглядит моложе»

Говоря о возрасте, всю жизнь не могу понять одну вещь. В поразительном количестве сценариев говорится, что главному персонажу 25 лет (или называется другое число), но он (или она) «кажется моложе» или «кажется старше». У меня есть для вас новость: если он выглядит на 25 на экране, мы будем думать, что ему — 25. Если он выглядит на 40, мы предположим, что ему и есть 40. Почему бы не придерживаться простоты?

Официантка № 1, убийца № 2

Иногда честолюбивые сценаристы не дают имен своим второстепенным персонажам. Они полагают, что, раз роль проходная, зачем беспокоиться. Зачем беспокоиться?! Потому что предполагается, что вы — настоящий писатель. Вот почему. Актер, который играет эту роль, будет великим актером, которого пригласили сыграть настоящую роль. Ваша задача — написать эту роль, даже если она незначительна. Давайте имена персонажам!

Каждый раз, когда я читаю сценарий, в котором у персонажей имена «официантка № 1» или «убийца № 2», роль, неизбежно, кажется такой же обобщенной, как и данные имена. Все довольно просто: писатель просто ленится. Я не видела сценарий «Ночи в музее: Смитсоновское сражение». Но, если вы, как и я, видели фильм, возможно, вы помните, как персонаж охранника Стиллера встречается со Смитсоном. Роль была маленькой. Игра и персонаж? Запоминающиеся. У персонажа было имя. Не просто «охранник», но «Брендон, охранник». Правда, у некоторых персонажей в этом фильме — таких как пилот Таскиги — были просто обобщенные имена и номера. Но мы не помним каждого из них, как мы запомнили Брендона, индивидуально, согласны?

Каждый персонаж в сценарии заслуживает вашего внимания и вашего мастерства. Каждый заслуживает имени. Вы, конечно, вместо имени, можете придумать что-то другое, но так, чтобы это вызывало в воображении образ и давало актеру что-то, с чем можно играть. Возможно, что-то вроде «Чокнутые литовцы: пчеловод в полном облачении». Но, честно говоря, я не уверена, что хотела бы посмотреть этот фильм….

Вот еще несколько вещей, которые почти никогда не нужны в сценарии:

Прописанные локации (например, ньюйоркский горизонт, внешнего вида юридической фирмы: табличка с именем на двери или что-то еще). В случае, если это Белый дом, возможно, вам удастся уговорить меня, что нужен натуральный кадр для постановки сцены, но, честно говоря, если инопланетяне не собираются взорвать здание, вам может и не понадобиться эта съемка. Потому что, если мы видим президента в Овальном кабинете, беседующим с объединенным комитетом начальников штабов о том, стоит ли посылать воздушные силы попытаться остановить гигантский спаржевый стебель с планеты Зоргон, который вот-вот нападет на Нью- Йорк, мы поймем, что это Белый дом и кто сидит за столом, без всякой дополнительной «помощи».

Описание любого персонажа как «хорошенькая» или «симпатичный» или чем-то подобным. Почти каждый актер в Голливуде привлекателен. Мы воспринимаем и любого персонажа таким же образом, если о нем не говорится что-то другое. Кроме того, слова актера в сценарии должны давать нам специфические, воскресающие в памяти, колоритные и краткие детали о личности персонажа и /или физическом облике — ничего общего. Никакого цвета глаз. Никакого цвета волос… если только он не лиловый.

Указания камере или редактору: «убрать ее с экрана, мы переходим…», «покажи это крупным планом», и т.д. Если Вы хотите снимать фильм, идите учиться и становитесь режиссером.

«Это Джон Джонс» или «Познакомьтесь с Джейн Смит». Пожалуйста, просто представьте персонажей в вашем сценарии, но не делайте это так, как будто я встречаю их на коктейле. Они — не реальные люди, они просто персонажи в кино, помните? А если нет, у меня есть на примете парочка врачей, которые очень хотели бы с Вами поговорить.

Никаких остроумных «шуток» к читателю от сценариста. Например: «Видите, идет поворот сюжета, правда?», «Можете произнести „Айл би бэк“»?

Близнецы Бреда Пита или Джорджа Клуни. Или сами Бред и Джордж. Извините, но Бред не собирается сниматься в Вашем кино или играть эпизодическую роль, если, конечно, вас не зовут Анжелина. А Клуни отдыхает на своей вилле на озере Комо.

Ну вот, это мои лучшие советы, как избежать наиболее очевидных ошибок в вашем конкурсном сценарии. Увидимся снова в следующем году. И помните: если вы столкнетесь со мной на улице, пожалуйста, не говорите: «Эй, вы … (здесь будет какой-нибудь не самый приятный эпитет). Вы не та старуха, которая написала ту статью?!»

Реклама